Ви є тут

Оперное творчество Назиба Жиганова в аспекте средств выражения национальной специфики

Автор: 
Зарифов Артемий Шамилевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172795
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1. ТВОРЧЕСТВО НЛЗИБА ЖИГАНОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ .............................................. 9
§ 1. Особенности становления национальных композиторских школ
у народов Поволжья .......................................... 9
§ 2. Назиб Жиганов: основные этапы творческого пути ......... 15
§ 3. Становление жанра национальной оперы
в музыкальной культуре народов Среднего Поволжья ............... 27
Глава 2. СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ОПЕРЫ: «КАЧКЫН» ....................... 34
§ 1. Исторические предпосылки создания татарской оперы.
История создания оперы «Качкын».................................. 34
§ 2. Основные особенности музыкального языка и драматургии 43
Глава 3. ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ 40-Х ГОДОВ ........................... 56
§ 1. Оперы на современную тему .................................. 57
§ 2. Сказочно-легендарные оперы. «Алтынчач» ..................... 72
Глава 4. ОПЕРА-ПОЭМА «ДЖАЛИЛЬ» .................................. 84
§ 1. История создания оперы ..................................... 84
§ 2. Проблема жанрового определения оперы ....................... 88
§ 3. Система «авторского комментирования» ........................92
§ 4. Основные жанрово-стилевые особенности .
и идейно-философская концепция оперы ........................... 106
§ 5. История постановок .........................................109
Глава 5. «ТЮЛЯК И СУ-СЛУ»: ПОСЛЕДНЯЯ ОПЕРНАЯ ЛЕГЕНДА... 112
§ 1. История создания. Особенности либретто .................... 112
§ 2. Идейно-философская концепция оперы ........................116
§ 3. Особенности музыкальной драматургии
I! музыкального языка........................................... 120
Заключение.......................................................127
§ 1. Значение оперного творчества Жиганова. Общие особенности
музыкальной драматургии. Эволюция стиля..........................127
§ 2. Некоторые аспекты итнерпретации национальной классики
в постсоветский период ........................................ 133
Примечания...................................................... 142
Нотные примеры.................................................. 143
Приложение № 1. Краткое содержание либретто опер Н. Жиганова ...164 Приложение № 2. Библиографический список публикаций
периодической печати об оперном творчестве Н. Жиганова ..........180
Список литературы ...............................................197
3
ВВЕДЕНИЕ
О XX веке сейчас можно говорить как о завершившемся периоде истории. В связи с этим, многогранная музыкальная культура недавно закончившегося столетия вызвала новую волну исследовательского интереса. Даже в том, о чем много писали, с позиций исторической дистанции (хотя бы даже и небольшой) могут быть открыты не замеченные раньше грани, выявлены новые смыслы. Сейчас можно рассматривать явления искусства XX века в рамках уже сложившейся исторической системы, и это позволит установить более глубокие закономерности происходивших процессов.
Возросший научный интерес к XX веку особенно заметно проявляется в национальных республиках Российской Федерации. Именно с XX веком связано становление и развитие национальных композиторских школ народов России, все наиболее яркие страницы истории профессиональной национальной музыки. XX век дал народам России классиков национальной музыки; композиторов, которые своим творчеством меняли представления народа о «звуковых горизонтах» музыкального искусства.
Большая часть истории музыки национальных республик связана с советской эпохой. В последнее десятилетие XX века начался процесс пересмотра ценностей советского периода, который сопровождался порой «антисоветским» настроем, иногда провоцировал несправедливую критику в адрес всего, что было рождено во времена социалистического реализма. В настоящее время необходимость непредвзятого освещения истории музыки национальных республик России сохраняет свою актуальность. Перед исследователем стоят задачи, с одной стороны - коррегазюго пересмотра тех подходов, которые были сформированы советской эпохой, с другой -отказа от некоторых крайностей, которые проявились в негативных трак-
19
случай, запомнившийся ему на одном из занятий с Жигановым: «Разбирался принесенный на урок тематический материал первой части фортепианной сонатины - первого более или менее серьезного инструментального произведения Н. Жиганова. Речь шла о динамизированном варианте темы главной партии для второго экспозиционного проведения ее. В строго пен-татонических рамках динамизация не удавалась. Мне пришлось употребить крайнее средство: с карандашом в руке набросать эскиз, который, как мне казалось, заметно приближался к цели. Но... «не по-татарски!» Это нерешительное, робкое замечание со стороны ученика в адрес учителя явилось первым и, к счастью, не последним уроком, преподанным мне Н. Жигановым. Почему «не по-татарски!» - мне не сразу стало понятно. Понадобился сосредоточенный анализ эскиза...» (там же, с. 11).
Этот частный пример показывает насколько непростой была проблема соотнесения пентатонного мелодизма, традиционных форм его развертывания, всей эстетики традиционного татарского пения с системой европейской композиции, с европейскими принципами построения и развития формы, работы с тематическим материалом.
Показательно, что именно Жигановым в период обучения в Москве были созданы первая татарская симфония и первая татарская авторская опера. Опера «Качкын» («Беглец») стала дипломной работой композитора по окончании Московской консерватории. Симфония № I A-dur Жиганова прозвучала в 1938 году в Казани на первом концерте только что открывшейся Татарской государственной филармонии. А в 1939 году оперой Жиганова «Качкын» открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Таким образом, еще во время учебы Жиганов своими творческими достижениями, имевшими большое значение не только для Татарии, но и для общесозных «показателей» развития многонационального советского искусства, заявил свое право на творческое лидерство среди композиторов республики.
20
Окончив в 1938 году полный курс Московской консерватории по специальности: «композиция», Жиганов возвращается в Казань, где сразу же становится одним из активнейших строителей национальной музыкальной культуры. Творческие и личные качества Жиганова стали основанием для избрания его в 1939 году председателем только что организованного Союза композиторов Татарии. С конца тридцатых годов и до самой смерти в 1988 году, на протяжении полувека Жиганов, без преувеличения, был главной фигурой музыкально-общественной жизни Татарстана.
Период конца 30-40-х годов характеризуется в творческой биографии Жиганова постоянным вниманием к жанру оперы. Он стал наиболее плодотворно работающим в этом жанре композитором национальных республик Поволжья. Увлеченность композитора оперной сценой была связана со стремлением, с одной стороны, привлечь национальную аудиторию (которой со времен музыкальных драм Сайдашсва 20-30-х годов были наиболее близки музыкально-театральные формы национального искусства), а с другой стороны, соответствовать требованиям официальной линии развития искусства в национальных республиках. Первая из названных причин - ориентация на национальную аудиторию - определила на этом этапе творчества выбор оперной, а не симфонической музыки. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны Жиганов работал художественным руководителем Татарского государственного театра оперы и балета, что стало существенным стимулом для сближения с музыкально-театральными жанрами.
За десять с небольшим лет Жиганов создал семь опер и один балет -это было самым впечатляющим творческим результатом среди композиторов многонационального региона. Через год после своей первой оперы «Качкын», композитор представляет слушателям оперу «Ирек» («Свобода»), которая была поставлена в 1939 году. В 1941 из-под пера композитора выходит выдающееся произведение татарской музыки опера «Ал-