Ви є тут

Франко-фламандские мессы XV века: на рубеже эпох. Эволюция многоголосного письма

Автор: 
Лопатин Михаил Валерьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
301414
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
От структуры материала - к структуре исследования
Историографическое эссе. I
Проблема двух Дюфаи
Дж. Баини - Г. Кизеветтер - И. Фетис Ф. Арнольд
Э. ван дер Страшен - Ж. Гудуа — Ф. Хаперль Отечественная литература рубежа XIX-XXвеков Проблема «нидерландских школ»
Дж. tiaunu - Р. Кизеветтер Отечественная литература рубежа XIX-XX веков В. Чечотт ') Наума н
X. Кссселер - П.Г. Jlane- JI. Перкинс
Отечественная литература рубежа XIX-XX веков об «эпохе нидерландцев»
Историческое изучение эпохи Истоки знания
«От ремесленников — к зодчему»
Легенды и анекдоты Проблематика Теоретическое изучение эпохи; С.И. Танеев
Глава первая
Эволюция двухголосной фактуры: «дуо» в мессах Дюфаи
Предшественники Дюфаи: «дуо» в континентальных мессах XfV-начала XV века «Дуо» в ранних мессах Дюфаи
Техника «переменного состава»
Строение «дуо»
«Мозаичность» формы Фо{)му.чьноеть мелоса
От неимитационной фактуры - к имитационной Письмо в инициальных разделах «Серединный» тип изложения Письмо в заключительных раФеяах I Тринцип ритмического ускорения Двухголосные фрагменты внутри частей «Дуо» в поздних мессах Дюфаи Употребление двухгол жной фактуры Каноническая техника
Правило последования канонов Канон-символ в мессе "L'homme arme "
Техника «элизии ••
Принцип соотношения пропосты и риспосты Система интонационных связей Инициальные обороты «Серединные» и заключительные обороты Перенос целого фрагмента Перенос фактурной идеи
Интермедия I:
Духовные битвы эпохи Средневековья Символика Вооруженного человека
Оружие
Текстовые тропы из цикла шести анонимных месс - ап. Павел - Г. деДоглепи - Г. Сузо Персонификация Вооруженного человека Добродетельный Христианин Архангел Михаил Иисус Христос Глава ордена Золотого Руна
“L’homme armé" и литургическая практика эпохи Средневековья
Трактат Дж. Ручеляаи "Zihaldone quuresimale ”
Привилегия аббата монастыря Сант-Антимо Привилегии Императора Священной Римской Империи
Привилегии королей Франции и Англии 11рисняегии киязей-епископоа Ритуал дарения Папой йена и шапки
Папское бреве “Solent Romani Pontifices "
"L'homme armé" и идея духовного вооружения
Аллегория битвы в мессе Дюфаи "Se la face ay pale"
Батальные фрагменты а мессе "Sc ia face ay pale" Батальность в любовных шансон Дюфаи Тотальность а любовной лирике Лирика трубадуров «Роман о Розея Батшьность врыцарской культуре
О феномене рыцарского турнира Батальность в некоторых сочинениях ХУ-ХУ! веков
Глава вторая
Эволюция трехголосной фактуры: мессы Дюфаи и Окегема
Предшественники Дюфаи: трехголосие в континентальных мессах XIV— начала XV века
Традиционные типы трсхголоснон фактуры
Моноритмический контрапункт
Моноритмический контрапункт с параллельным движением голосов Моноритмический контрапункт со свободным голосоведением Моноритмический контрапункт с использованием фермат ("cantus corona tus")
"Cantus coronatus" на словах "Jesu Christo" и "ex Maria virgine ”
"Cantus coronutus" с заключительных разделах
Контрапункт «песенного» тина
«Песенный» контрапункт в континентальных мессах Х/У-начача ХУ века Особенности с трое ни.'! многоголосия ,<Песенный » контрапункт в ранних мессах Дюфаи Особенности фактурного рельефа
Имитационный контрапункт
Имитационный контрапункт в мессах Дюфаи Инициальные обороты Обработка отдельных строк текста Завершающие фрагменты
Особенности письма Дюфаи Аналоги1 шыи тип письма в мессах Окегема Принципы фактурного [мзвития в ранних мессах Дюфаи «Составное» строение циклической мессы От неимитациониого контрапункта - к имитационному Секвенция как знак закночения
это каким-то странным атавизмом или гениальным провидением»93. Сейчас этот вопрос представляется риторическим.
3 Ков шее П.И. Творчество Танеева И С.И. Танеев. Личность, творчество и документы его
жизни. — М, 1925 — С. 25.
39
«
Глава первая
Эволюция двухголосной фактуры: «дуо» в мессах Дюфаи
Теоретическое рассмотрение сочинений франко-фламандских мастеров XV века - а именно это и составляет стержень всего нашего исследования — сфокусировано здесь главным образом на проблемах фактуры, на строении многоголосного письма. Выбор именно такого угла зрения неслучаен - в условиях данного материала акцент на изучении структуры многоголосия кажется вполне естественным и оптимальным. Выстраивание многоголосной ткани, создание фактуры, работа над вертикальной, пространственной координацией музыкальных элементов становится в это время одним из важнейших этапов искусства композиции. Фактически, процесс создания фактуры в какой-то степени становится эквивалентным процессу создания композиции. Это подтверждают- многочисленные теоретические трактаты ХУ-на-чала XVI века, большая часть которых посвящена исследованию возможностей вертикального (интервального) координирования голосов, формулированию правил их сочетания - эго составляло прочную основу всей теории.
Многоголосная ткань сочинений Дюфаи, Окегема и других мастеров ХУ-ХУ! вв. ни в коей мере не монотонна, не однообразна - напротив, она поражает-^о?-нообразием типов письма, вариантов сочетания голосов, принципов их объединения в единое целое. Фактура - «конфигурация музыкального звучания»9'1 - стала в это V время тем пространством, которое сфокусировало в себе основной творческий по-
тенцию! эпохи и отдельных мастеров; пространством, впитавшим самые глубокие композиционные идеи времени. В зеркале факгуры отражается целый комплекс проблем, в большей или меньшей степени генетически связанных с ней - это, например.
I
проблемы синтаксиса, мелодики, гармонической системы; наконец, это собственно проблемы композиции — проблемы временного («горизонтального») развертывания музыкальной ткани.
С одной стороны, материал сочинений XV века (преимущественно второй его половины) ярче всего демонстрирует ту предкомпозиционную роль фактуры, которая была отмечена в исследовании Е.В. Ыазайкинского «Логика музыкальной композиции». Выстроив историю музыки в виде трех вписанных друг в друга концентриче-
91 Намйкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982. — С. 75.
40