Ви є тут

Гармония в музыке современных якутских композиторов : о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики

Автор: 
Скрыбыкина Чаянда Кимовна
Тип роботи: 
о претворении национального звукотембрового идеал
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
280
Артикул:
172604
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................... 4
Глава 1. ТЕМБРОКРАСОЧНОСТЬ
В ЯКУТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ......................18
\. 1 Образная система олонхо
и музыкальное воплощение персонажей.................. 18
1.2 Темброкрасочность
как средство характеристики мифопоэтических образов в музыкальной культуре народа Саха................... 45
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВЫСОТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В НАРОДНО-ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
И В СОЧИНЕНИЯХ ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 58
2.1. Модальность в якутской музыке....................... 58
2.2. Тонально-модальная гармония
в произведениях композиторов Якутии.................. 69
Глава 3. КОЛОРИСТИКА И СОНОРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ
ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ................................ 93
3.1 Классификация сонорных явлений...................... 93
3.2 Темброкрасочность в гармонии якутских композиторов 105
Глава 4. ГАРМОНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (аналитические этюды) 139
4.1 Гармония в творчестве 3. Степанова................. 139
4.2 Виды соноров в музыке В. Ксенофонтова.............. 166
4.3 Колористика и сонорика в сочинениях П. Ивановой,
К. Герасимова, Е. Неустроева........................ 182
2
Заключение................................................... 208
Литература.................................................. 218
Приложение:................................................ 230
1) Таблицы:................................................. 230
№ 1. Сонорные средства в музыке якутских композиторов... 230
№2. Особенности гармонического стиля
композиторов-Саха.......................................... 231
№3. Тональный план «Песни каюра» Н. Берестова.............. 232
№4. Индексы регистров...................................... 232
.№5. Классификация колористических
и сонорных звучностей...................................... 232
№6. Типы ладовых систем в цикле «Краски Севера»
3. Степанова.............................................. 233
2) Нотные примеры..................................:........ 234
3
(97, 23). И далее - «расстояние кылысаха относительно мелодии может меняться, но чаще оно равно тритону» (там же). Владение техникой кылысах обязательно для певцов данной манеры звукоизвлечения, так как мелодика стиля дьиэрэтии ырыа довольно проста и призвуки играют ведущую роль в ее развитии.
Жанрово-содержательный диапазон напевов дьиэрэтии ырыа разнообразен25. Э.Алексеев выделяет в нем два пласта: концертный и камерный. К
26
концертным жанрам относятся гимнические и торжественные тону к и ал-2ыс. Камерные жанры исполняются в быту: ночные, прощальные, предсмертные, дорожные, путевые песни, песни-стоны, песни кликуш, песни, притупляющие боль. В стиле дьиэрэтии ырыа исполняются вступление и заключение олонхо, фрагменты, характеризующие богатырей из Среднего мира и их окружение, фрагменты шаманского камлания.
Ладомелодические модели песнопений включают интонационное ядро, состоящее из восходящей секундовой попевки «дьэ-буо», и его развития с помощью введения все новых и новых вокальных форшлагов2'. Типичный напев-формулу дьиэрэтии ырыа образуют всего лишь три, реже четыре ступени, имеющие ладовые функции: устоя, неустоя и ладовой антитезы. Этими основными топами-функциями исчерпывается вся ладовая структура напевов дьиэрэтии ырыа, несмотря на присутствие большого числа самых разных по высоте звуков и призвуков-кылысахов. Однотипная мелодика запева дьэ-буо строится на основе малообъёмных ладов с противопоставлением двух опор-функций. Нижний тон-функция, равно как и верхний, имеет целый спектр различных тембровых, звуковысотных и ритмических вариантов, которые не меняют функционального смысла двухопорного напева. Заключение напева построено на утверждении нижнего тона попевки с многократным повторением кылысахов.
25 Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дыюрэтин ырыа глубоко изучены в диссертации А.Ларионоиой (97).
Подробное исследование особенностей жанра тойука и его претворения в музыке якутских композиторов проведено в дисстсрпшнн Е.Покндько (143).
27 См. Приложение, нотный пример №1.
27
Мелодии стиля дэгэрэн ырыа~‘ (размеренное, подвижное пение) обладают развитыми, индивидуализированными напевами. Ключевое положение в мелосе дэгэрэн ырыа занимают устойчивые ритмо-интонационные формулы.
Как справедливо отмечает А.Ларионова, понятие «дэгэрэн ырыа» достаточно обширно и «имеет, по крайней мере, три смысла: стиль, тип, манера пения; жанр песенной лирики якутов; субжанр - песни, ритмически и динамически передающие быстрый топот коня» (97, 11). Существенен песенный компонент в стиле дэгэрэн ырыа в некоторых видах сказок, в бытовых юмористических рассказах, якутских скороговорках - чабыргах, в игровом фольклоре, в круговом танце осуохае. Исполнителю песен (ырыасыт) не требуется специальная вокальная подготовка. Однако и в песнях дэгэрэн ырыа используются необычные, специфические приемы пения29.
Для певческого стиля дэгэрэн ырыа характерны следующие черты30.
Особые тембровые приемы: а) фарингализация начального раздела песни; б) вибрато, имеющее широкую зону, на окончаниях тирад; в) подчеркнутое скандирование сильных долей мелодии; г) назализация, с помощью которой опознаются женские персонажи Нижнего мира; д) тремолирование.
Ладовая структура напевов дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа основана на «раскрывающихся ладах» следующей структуры: двухопорная основа, подвергающаяся «раскрытию» до терции или тритона (в стиле дьиэрэтии ырыа31) или до септимы (в стиле дэгэрэн ырыа32) в результате изменений интервального шага между опорами. Звукорядную основу составляют больше-
25 См. Приложение, нотный пример №2.
29 Напев может перемежаться синкопированными придыханиями (таналай ырыата - небная песня),
горганнммн хрипами (хабарга ырыа га - горловая песня) или характерными назальными звуками (мурун ырыагл - назальная песня).
10 Композицию составляет многократное повторение ран подл итслышх строк. Песни дэгэрэн ырыа
имеют либо простое однострочное, либо также простое куплетное строение. Ритмика дэгэрэн ырыа основа-
на па метрическом принципе организации, его отличает ритмическая четкость и квадратность структуры. Проведение основной ритмической фигуры на протяжении всей песни свидетельствует о формульной структуре ритмики дэгэрэн ырыа.
31 См.Прпложение, нотный пример №1.
См.Приложение, нотный пример №21.
28