2
Оглавление
Введение...................................................................3
Глава I. Становление певческой традиции
в Выго-Лсксинском старообрядческом общежительстве...........................14
Глава II. Богослужебные певческие книги
поморской традиции..........................................................44
1. Палеографические особенности поморских певческих книг....................45
- письмо.............................................................46
- книжный декор......................................................48
2. Структура певческих богослужебных книг...................................53
- Ирмологий..........................................................57
- Октоих.............................................................63
- Триодь.............................................................67
- Праздники..........................................................74
- Стихирарь..........................................................76
- Обиход.............................................................83
3. Средневековые роспсвы в поморских певческих книгах.......................97
- Авторские роспсвы.................................................106
- Музыкальные стили, местные и монастырские роспсвы.................117
4. Многораспевность в певческих книгах.....................................127
5. Многораспевность в круге «всслетнаго пения» Выго-Лексинского
Общежительства.............................................................130
Глава III. Музыкальное творчество выговцев.................................143
1. Творческое переосмысление гимнографических текстов......................144
2. Выговские стихи и псальмы...............................................154
3. Гимнографнческие опыты..................................................178
4. Службы старообрядческим святым..........................................183
Заключение.................................................................197
Список использованных рукописей............................................204
Список использованной литературы...........................................207
Приложения.................................................................223
I. Атлас палеографических снимков...................................224
II. Выговские стихи. Инципитарий....................................258
III. Музыкально поэтические сочинения выговцев. Тексты..............264
Введение
Произведения старообрядческого поморского искусства являются неотъемлемой и самобытной частью художественной культуры России XVIII - первой половины XIX столетий.
К сожалению, в прошлом артефакты старообрядческой культуры долгое время замалчивались ввиду противостояния между старообрядчеством в целом и господствующей церковью, поддерживаемой государственной властью. Памятники старообрядческого искусства признавались сугубо вторичными по отношению к древнерусским образцам, их значение в истории русской культуры серьезно умалялось в результате ошибочного в целом подхода, идущего но инерции от миссионерских оценок середины XIX в. - периода жесточайших репрессий против старообрядчества. Распространенная официальная точка зрения на старообрядчество как на сектантство надолго пресекла внимание российских ушных, в частности, и к произведениям поморцев.
Тем нсменее научная литература, посвященная различным аспектам жизни и деятельности Выго-Лексинского общежительства, несмотря на оценочность многих суждений, достаточно обширна. Уже с 60-х годов XIX в. начинают публиковаться документальные материалы.1 появляются насыщенные фактами труды
7 з ^
Е. В. Барсова, П. С. Смирнова, Д. Н.Островского и др., посвященные как отдельным сторонам жизни, так Выгорецкому общежительству в целом. Среди ученых, объективно оценивших духовные достижения выговцев, выделяется В. Г.
' Раскольничьи дела 18 столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярия Г. Есиповым. Изд. Д. В. Кожанчикова. СПб., 1861; История выговской старообрядческой пустыни. Издано по рукописи Ив. Филиппова. СПб., 1862; Бывшаго беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888.; Любопытный П. Исторический словарь Староверческой церкви И ЧОИДР. 1863. Ч. 1; Каталог или библиотека староверческой церкви, собранный тщанием 11. Любопытного // ЧОИДР. Ч. 1. М., 1863; Поморские ответы. М. 1911.
1 барсов Е. В. 1) Новые материалы для истории старообрядчества XVII - XVIII вв. М., 1890; 2) Уложение братьев Денисовых // Памятная книжка Олонецкой губернии па 1868-1869 годы. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 85-116; 3) Иван Филиппов, выговский наставник и настоятель// Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. С. 54-100; 4) Андрей Денисов Вто-рушин, как выгорецкий проповедник//Труды Киевской духовной Академии. Киев. 1867. Т. I С. 243—263; Т. 2. С. 81-95; 5) Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // Труды Киевской духовной Академии. Киев. 1866. № 2. С. 174-230; № 6. С. 168-230; № 7. С. 285-304; № 12. С. 570-588.
' См.: Смирнов 11 С 1) История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895; 2) Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; 3) Выгопская беспоповская пустынь в первое время се существования // Христианское чтение 1910. № 2. 3, 6, 8.
30
песнопений и целых подборок. Так, рукопись из собрания В. Г. Дружинина, № 836 (БАН) составлена из нескольких подборок и отдельных списков тропарей и кондаков на праздники годового круга. Рукопись изобилует правками и вариантами музыкального текста и отражает процесс формирования устойчивого корпуса праздничных тропарей и кондаков, вошедшего в последствии в “типовой” поморский Обиход. Об этом свидетельствуют результаты сопоставления музыкальных текстов, а также записи, имеющиеся в этой рукописи. Судя по записям, рукопись является автографом Трифона Петрова - одного из самых образованных и деятельных на Выгу “большаков”: “Книга писана Трифоном Петровым, вторым ек-лисиархом по Петре Прокопьевиче выгорецка общежительства брацкой часовни -им и роспеты первоначально и с сей тетради и во обиходы писали” (л. 1); “перьвоначалньге роспевы Трифана Петровича” (л. 2).68 Следует отметить, что это едва ли не единственная известная в настоящее время выговская певческая рукопись, имеющая атрибуцию.69 В рукописи отдельные песнопения зафиксированы в двух, грех, четырех и более вариантах, которые имеют указания: “ин перевод”, “ин роспев”, “другий перевод”, “другий перевод на извол” (вариант “на произвол”). Есть также малый и большой роспевы. На полях возле некоторых текстов стоят пометы: “сие писать”, “не писать”, “сие писать прежде сих тропарей” и т. п.
В выговских певческих сборниках можно встретить списки отдельных праздничных богослужебных циклов, которые впоследствии стали включаться в поморские Стихирари (Трезвоны). Это - котированные стихиры служб Соловецким святым Зосиме и Савватию, культ которых на Выгу был чрезвычайно развит. Эго и служба Тихвинской иконе Богородицы, являвшейся для выговцев особо чтимой святыней, служба всем новым русским чудотворцам, составленная в XVI веке I ригорием Суздальским и сохранявшаяся только в практике старообрядцев и некоторые другие службы, ставшие в последствии характерными составляющими поморской богослужебной традиции.
Напомним, что до недавнего времени научные представления о поморский певческих рукописях и певческой традиции в целом сводились к самым общим сведениям: раздельноречная редакция текстов, сохранение дореформенных
''* См.: Описание рукописною отдела Библиотеки РАН. Т. 9. Вып. I. Певческие рукописи вы голе к-синского письма. XVIII - первая половина XIX в. / Сост. Ф в Панченко СПб., 2001 С. 428.
31
роспевов песнопений, записанных знаменной пометной беспризначной нотацией, принципиальное одноголосие, а также изменения состава богослужебных книг, связанные с особенностями чинопоследования у беспоповцев. В сборниках, созданных на Выгу, встречаются нетрадиционные, подчас уникальные материалы, которые значительно расширяют представления о том, что и как пели в Выгов-ском общежительстве, какими профессиональными знаниями обладали выгов-ские мастера пения, что привлекало их внимание и какие формы и жанры они творчески осваивали. Рассмотрим последовательно обнаруженные нами материалы.
Одной из древнейших церковно-певческих форм является чтение нараспев текстов книг священного писания. Особые способы распевного произнесения текстов Ветхого и Нового заветов, Апостола, Псалтири, паремий, гомилий и т.п. на протяжении многих веков передавался исключительно в устной форме. До сих пор было известно, что старообрядцы также осваивали приемы этого древнего искусства на слух. Поэтому, обнаруженные в сборнике из собрания Каликина № 23 (БАН) тексты трех великопостных поучительных чтений дотированных знаменной нотацией, можно считать явлением уникальным. В рукописи под заголовками "Прогласица" и "Ина прогласица" помещены тексты слов Нфрема Сирина "О втором пришествии Христове": "Помысли, брате, грешных погибель...", Кирилла Александрийского "О исходе души от тела и о втором пришествии Христове": "Боюся смерти, яко горка ми есть..." и Епифания Кипрского "О погребении Христа": "Что се днесь безмолвие много на земли...»70 Тексты слов представлены довольно большими фрагментами. Каждое поучение предваряется традиционным возглашением чтеца, например: "Иренодобиаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина слово о втором пришествии Христове. Благослови, Огчс".
Поскольку приемы интонирования немолитвословных текстов, звучащих в церковном обряде, никогда письменно не фиксировались, манера произнесения подобных текстов целиком зависела от устоявшейся традиции в данной местно-
69 Ценность этой рукописи была определена самими выговцами, которые идентифицировали сс как автофаф эклисиарха. Оценена она была и позднее, когда Ф. А Калинин преподнес ее в дар В. Г. Дружинину в 1923 г. ко дню ангела.
70 ВАН. Собр. Калинина. № 23. Л. 236 -24! об. Тексты “Прогласиц” опубликованы в статье: Панченко Ф В Премудрости выговских мастеропевиев (Рукопись из собрания Ф. А. Каликина) // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Бел озере кого монастыря. СПб., 2000. С. 205-224.
- Київ+380960830922