Ви є тут

Джазовый свинг : Явление и проблема

Автор: 
Юрченко Ирина Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000340642
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ........................................................... 3
ГЛАВА 1. Идиомы свинга: понятия и музыкальная семантика............ 20
ГЛАВА 2. Культурно-цивилизационные закономерности формирования
свинга................................................... 49
2Л. Биологические и социальные ритмы культуры США — основа временной организации джаза ...................... 52
2.2. Менталитет американской нации: особенности и
джазовая репрезентация .................................. 63
2.3. «Фьюжн» как универсальное свойство культуры США
и его значение в джазе .................................. 74
ГЛАВА 3. «Телесные» константы свинга .............................. 89
3.1. Жанровые основы пластических свойств свинга....... 91
3.2. Этос и аффекты свинга .............................. 99
3.3. Свинговая тактильность в фокусе мировой музыкальной культуры....................................... 104
3.4. Свинг — источник наслаждения ..................... 115
ГЛАВА 4. Речевые детерминанты джазового свинга.................... 120
4.1. Южный диалект англо-американского языка и грамматические особенности джаза........................ 121
4.2. Уровни музыкальной адаптации речевых идиом ........ 127
4.3. Иррациональное число и свинг....................... 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................ 151
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ ............................ 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 165
3
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальный ритм представляет собой специфический тип художественного мышления, который характеризует ту или иную культурную традицию. Наряду со звуковысотной организацией, он отражает особенности художественного и эстетического мироощущения, заключенные в пространственно-временные параметры. Ритм является фундаментальной категорией для музыки как временного вида искусства и необходимым условием ее существования. В его регламентации осуществляется музыкально-бытийный процесс, основывающийся на преобразовании ведущих языковых универсалий («ритмо-слово-тон-интонаций», по Б.Асафьеву), которые определяют характер развертывания музыки и степень ее эмоционального напряжения.
Все это свидетельствует в пользу ритма как важнейшего элемента музыки и, безусловно, делает его актуальным объектом исследования. А взаимосвязь с речью и влияние на формирование музыки усиливает интерес к нему представителей музыкальной науки.
В настоящей работе затрагивается проблема свинга -- основополагающего свойства временной организации джаза. Будучи частью обширной области музыкального ритма, джазовый ритм получил достаточное теоретическое освещение в научной литературе. Настало время серьезной интерпретации джазового свинга, осмысления его как самобытного музыкально-ритмического феномена в комплексе со всей атрибутикой.
Прежде чем перейти к намеченной проблеме исследования, необходимо остановиться на общем понимании ритма в музыке, его основных значениях и на ведущей функции в музыкальной культуре. Это поможет увидеть, какое место здесь отводится джазовому свингу и какие из музыкальноритмических процессов он собой воплощает.
17
и др.), этнографов (Б.Г'ржимека, К.Тернбула, В.Иорданского и др.), антропологов и естествоведов (Л.Гумилева, Н.Чебоксарова и др.), теологов (А.Меня, Ф.Щербатского, Е.Яковлева, М.Бойс и др.).
Для характеристики богатого чувственного потенциала джазовою свинга автор прибегает к психоаналитическому методу исследования, повсеместно применяемому в области музыкальной психологии, который позволяет раскрыть этическую, эстетическую и физиологическую семантику его акустических параметров. В этой связи, на взгляд автора, наиболее плодотворными являются концептуальные положения «теории любви» в трудах выдающихся философов мира от Аристофана и Ватсьяяны до Ж.-П.Сартра и
Э.Фромма, психологические теории З.Фрейда, К.-Г.Юнга и др., а также необходимый теоретический материал из литературы, посвященной пластическим видам искусства.
В анализе сугубо ритмических основ свинга автор прибегает к узкоспециальной методологии музыкальной и немузыкальной сфер. В отношении вербальных и музыкально-ритмических коррелят свинга используется «естественно-научный подход», основателем которого является американский лингвист Джордж Ципф. Выработанный в качестве биологического ключа к пространственно-временным ориентирам произведений искусства, он облегчает задачу отношения этих плоскостей свинга друг к другу и понимания их общей биологической природы. Для объяснения числовой символики свинга автор использует математический метод анализа музыки, который получает теоретическое обоснование еще во времена античности и становится популярным в западно-европейском музыкознании.
Это обусловливает апелляцию к научным теориям из области музыкознания (К.Штумпф, А.Львов, Ю.Холопов, Е.Назайкинский, И.Земцовский, Дж.Михайлов, Е.Герцман и др.), лингвистики (В. Аракин, Б.Ильиш,
А.Мельничук и др.), математики (Г.Всйль, Г.Штейнгауз, М.Гарднер и др.),
18
медицины (В.Дильман, Д.Гинзбург, К.Иванов-Муромский и т. д.) и ряда других научных сфер (см. библиографию).
Для обоснования джазового свинга как особого временного континуума автор опирается на общегуманитарный подход, имеющий междисциплинарный характер, который позволяет рассматривать объект в философском, эстетическом, теологическом и других ракурсах. В связи с этим в работе используются многочисленные труды авторитетных философов и классиков гуманитарной мысли Запада и Востока — А.Августина, Й.Лукача, Платона, Д.Чаттопадхьии, А.Лосева, В. Асмуса, Д.Томсона, А.Чанышева и многих других. В работе содержатся ссылки на разнообразные теоретические источники, имеющие отношение к вопросам частного характера в русле избранной проблематики.
Завершая изложение целей, задач, методологии, краткий библиографический обзор, представим основной теоретический материал исследования. С этой целью обозначим этапы развития концепции, которые намечаются в четырех главах и заключении диссертации.
Первая глава посвящена знакомству со свингом как основополагающим свойством ритма джазовой музыки и рассмотрению связанной с ним специальной терминологии. Ведущее место отводится анализу понятия «свинг» и его различным интерпретациям, освещается степень изученности данного явления и обозначается комплекс связанных с ним выразительных средств. Здесь же дается характеристика основных понятий свинговой сферы, сложившихся в западно-европейской и северо-амсриканской (джазовой) традициях, которые, благодаря своей семантической общности, организуются, по мнению автора, в терминологическую систему.
Вторая глава затрагивает вопросы генезиса джазового свинга. Она ориентирована на выявление типичных черт культуры США в условиях цивилизации, рассматриваемой через пространственно-временные ориентиры и па-