Ви є тут

Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара

Автор: 
Баязитова Дина Ишбулдыевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
308
Артикул:
172530
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................:...3
ГЛАВА I. ИНТОНАЦИОННАЯ ЛЕКСИКА МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО И ПЛАСТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ТЕКСТЕ ПЬЕС ДЕТСКОГО ФОРТЕПИАННОГО РЕПЕРТУАРА 16
§ 1. Интонационная лексика моторно-двигательного происхождения 16
§ 2. Интонационная лексика пластического происхождения.....46
ГЛАВА И. ЗНАКИ-ОБРАЗЫ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.................70
§ 1. Интонационная лексика речевой этимологии..............70
§ 2. Звуковые эквиваленты образов олицетворенных героев....77
ГЛАВА III. ИНТОНАЦИОННАЯ ЛЕКСИКА
СИГНАЛЬНОЙ ЭТИМОЛОГИИ..................................:...82
§ 1. Фанфары...............................................83
§ 2. Роговые сигналы.......................................90
§ 3. Колокольные звоны....................................101
ГЛАВА IV. ИНТ0НАЦИ01ІНАЯ ЛЕКСИКА СЦЕН И
СЮЖЕТОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ.....................................108
§ 1. Знаки-образы музыкальных инструментов................108
§ 2. Сюжетно-ситуативные знаки ансамблевого музицирования.126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................140
ЛИТЕРАТУРА................................................145
НОЗОГРАФИЯ................................................157
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ............................................164
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая диссертация находится в русле исследований, посвящённых изучению функционирования семантических фигур в контексте музыкальной темы. В работе продолжена традиция изучения их роли в механизме порождения смысла музыкальных текстов. Исследование смысловой организации музыкального текста невозможно без обращения к основополагающему понятию семантического анализа - интонационной лексике, суммирующему представления об интонационном словаре композитора и созданного им произведения. На материале произведений фортепианного репертуара начальных классов ДМШ исследуется лексикография1 наиболее распространенных семантических фигур и их роль в расшифровке содержания авторского текста.
Содержание музыкального произведения как сложное многоуровневое образование подразумевает множество подходов к его изучению. Каждый этап времени в этом изучении выдвигает и решает собственные приоритетные задачи. Отечественное музыкознание имеет давнюю традицию понимания музыкального искусства как языка. Так, С. Серов писал, что «музыка - эго язык чувств, переживаний, настроений». Б. Асафьев в начале прошлого века утверждал: «Музыка - искусство интонируемого смысла». Б. Яворский провозглашал идеи «мыслящего слуха». Но, несмотря на повсеместное распространение термина «музыкальный язык», до конца XX века представление о нем носило, скорее, метафорический характер. На сегодняшний день в трактовке термина обозначилась основная дефиниция: «музыка как язык» и «язык музыки». В первом случае музыка рассматривается как семиотический объект, во втором подчёркивается информативная и коммуникативная природа музыкального искусства.
1 Пол лексикографией понимаются графические эквиваленты знаковых структур музыкального текста, отражающие смысловые процессы и определенные фазы развития содержательной логики музыкального произведения.
3
строках произведения. В целом здесь, в соответствии с представлениями эпохи, свойство мира детства выразилось в подражании одной из составляющих жизни взрослых - танцевальной культуре.
Персонаж пьесы Р. Борисова «Буратино идет в школу» (пример № 29) представлен через одновременное сочетание «фигуры прыжка» с ритмоформулон «активной пластики» (короткий пунктир), структура и свойства которой рассматривалась в разделе о фигуре шага. Артикуляция первой фигуры staccato указывает на шаги-прыжки, являющиеся следствием радостного, праздничного настроения.
Признаком присутствия героя, действующего в сюжете, и одновременно ситуативным знаком игры становится «фиіура прыжка» в пьесе М. Кемля «Быстро забирайся на гору» (пример № 30). Семантические фигуры, находящиеся в начале каждого предложения (такты 1-3, 9-11), представляют собой прямое изображение широких прыжков (им соответствуют скачки на кварту). Восходящее направление интонации «прыжков» является изображением подъема в гору, реализующее смысловую установку, заданную в названии пьесы.
Наибольшее распространение в дошкольном и младшем школьном возрасте получают так называемые «подвижные» игры, использующие бег, прыжки; разного рода вращения, шаги. Круг этих движений обычно регламентирован правилами игры. Очевидно, что «фигура прыжка» в прямом значении присутствует в музыкальных текстах, в которых развертывается сюжет игры со скакалкой или мячами. Поскольку игра подразумевает наличие нескольких участников, в пьесах с таким сюжетом обычно действует как минимум два героя. Кроме того, известно, что внешняя пластика является проекцией внутреннего психологического состояния человека, поэтому семантические «фигуры прыжка», с этой точки зрения, выражают жизнерадостное мироощущение, свойственное детству.
В одном и том же произведении «фигуры прыжка» могут иметь разную структуру. Так, в пьесе Д. Файзи «Скакалка» (пример № 31) на нижней
29
строчке она представляет собой изображение «шагов-иодскоков». На верхней строке выявляется другая «фигура прыжков», представляющая собой имитацию движения, состоящего из сочетания «прыжка» (такты 2,4) и «небольшого разбега» (шестнадцатые длительности в тактах 1,3). Наличие в произведении двух фигур с разной структурой является признаком двух героев. Таким образом, в тексте выявляется сюжет игры двух героев со скакалкой, который нашёл отражение через разные виды прыжков.
Сюжет с участием нескольких героев, характеризующихся изображением разных видов прыжков, обнаруживается и в пьесе К. Сорокина «Веревочка» (пример Ху 32). Здесь движения героя, семантические фигуры которого представлены в верхнем регистре, выражены, как и в предыдущем примере, через фигуры «прыжка» и «небольшого разбега» (такты 1-4), а также через фигуру «вращения» (такты 5,7). Слаженные движения двух других героев изображаются через семантическую «фигуру прыжка», которая изложена в терцовой дублировке. Одновременное сочетание «фигур прыжка» с разной структурой в первом построении и сочетание этих фигур с «фигурой вращения» указывает на изображение детской игры, в которой одни ее участники вращают скакалку, а другие через нее прыгают.
В пьесе А. Хачатуряна «Скакалка» (пример Ху 33) также выявляются два героя, действующих в сюжете. Первый герой воплощен через семантическую фигуру «прыжка с остановкой» (четверть - половинная с точкой). Второй герой обозначен «легкими прыжками» (четверти). Поочередное появление семантических фигур разных героев указывает на сюжет, в котором двое «прыгают через скакалку». Новый поворот в развитии сюжета связан с появлением новой семантической фигуры, являющейся изображением «крадущихся шагов». Конструкция этой фигуры включает движение по хроматизмам, что в сочетании с воздействием артикуляции legato расшифровывается как мягкие, крадущиеся шаги, свидетельствующие о выходе второго героя из игры. При этом прием воплощения и
30