Ви є тут

Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX - XX веков : истоки, тенденции, стилевые особенности

Автор: 
Садуова Алия Талгатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302634
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1. Импрессионизм сквозь призму историко-культурных событий
России рубежа XIX - XX веков.......................................30
1.1. Русская культура и импрессионизм..................................32
1.2. Деятели русской художественной культуры об импрессионизме.........42
Глава 2. Мировоззренческие и стилевые основы музыкального
импрессионизма в России............................................54
2.1. Эстетика импрессионизма и некоторые особенности
русской ментальности...............................................56
2.2. Эстетика импрессионизма и «экзотико-романтические» традиции русской музыки.....................................................73
Глава 3. Музыкальный импрессионизм в России
в аспекте индивидуальных композиторских решений....................90
3.1. Черты импрессионизма в творчестве Н. А. Римского-Корсакова........90
3.2. «Волшебное озеро» А. К. Лядова как пример
импрессионистской миниатюры.......................................104
3.3. Импрессионизм в «русских» произведениях Н. Н. Черепнина
(эскиз для оркестра к сказке о Жар-птице «Зачарованное царство») 118
3.4. Импрессионистские искания раннего И. Ф. Стравинского.
Фантазия «Фейерверк»..............................................129
3.5. Влияние импрессионизма на сочинения композиторов
московской школы..................................................136
Заключение............................................................143
Список использованной литературы......................................152
Приложение. Нотные примеры............................................189
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Импрессионизм - одно из интереснейших явлений в истории культуры. Зародившись во французской живописи, он проник в разные виды искусства и быстро распространился по всему миру. В России исследователи находят его признаки в творчестве целого ряда русских художников, скульпторов, поэтов и писателей, музыкантов. Вместе с тем изучение импрессионизма никогда не носило системного характера. В начале XX века в нём видели признаки декадентства, в 1930-е годы - формализма, в послевоенные - космополитизма. В силу объективных причин в советскую эпоху около пятидесяти лет исследователи крайне осторожно касались тем, так или иначе связанных с проявлением импрессионизма, и только в последней трети XX века произошло его возвращение в круг научных интересов музыкознания. Неудивительно, что совокупное представление всей суммы исследований, об импрессионизме в России напоминает рассыпанную мозаику, которая не позволяет дать этому явлению однозначную оценку. Специфика «русского варианта импрессионизма» (М. К. Михайлов) и сегодня остаётся нераскрытой, что сопряжено с рядом проблем, требующих своего разрешения (взаимодействие музыкального импрессионизма с разными видами искусств, иными направлениями и течениями, с национальными школами других стран). Всё это затрудняет процесс исследования музыкального импрессионизма в России, осмысления его особенностей, роли и масштаба, что и определяет актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследовательский материал, направленный на изучение музыкального импрессионизма в России, можно разделить на три этапа: первый - конец XIX- начало XXстолетий (до Октябрьской революции 1917 года), второй - советского времени (до 1990-х годов) и третий - постсоветский (рубеж XX - XXI веков).
Работам об импрессионизме, созданным в дореволюционное время, свойственен характер открытого ведения дискуссий и обсуждений. Следствием это-
Историко-теоретическую базу составили труды по теории стиля и стилевого анализа (В. Медушевский, М. Михайлов, Е. Назайкинский, Е. Ручьевская и др. [164, 171, 172, 183, 234]); работы о музыкальном импрессионизме композиторов Франции (А. Альшванг, В. Бобровский, Л. Гаккель, Н. Котлер, Ю. Крейн, Ю. Кремлёв, И. Мартынов, С. Яроциньский и др. [4, 29, 49, 120, 126-129, 161, 315]); монографии о русских музыкантах, чьи произведения оказались близки импрессионизму (Б. Асафьев, Ю. Кремлёв, В. Логинова, М. Рахманова,
В. Смирнов, О. Томпакова и др. [11, 130, 152, 212, 265, 283]).
Объектом серьёзного изучения стали труды, связанные с эстетикой импрессионизма (Л. Андреев, В. Бобровский, М. Дирш, М. Дьякова, Д. Житомирский, Т. Мартышкина, В. Орлов и др. [7, 29, 322, 68, 73, 162, 196]). Отдельную область составили работы, посвящённые композиторским техникам и стилям XX века (Г. Григорьева, Е. Долинская, Ц. Когоутек, Ю. Кудряшов и др. [58, 65, 115, 136]).
Центральными методологическими понятиями в диссертации стали следующие: экзотико-романтическая традиция и течение.
— «Экзотико-романтическая» традиция (Д. Житомирский) - объединяет сочинения русской музыки XIX века, в которых можно обнаружить наличие «чистой красочности, декоративности, изысканной стилизации» [73, с. 36]. В большей степени это относится к сочинениям сказочно-фантастической и ориентальной направленностей представителей петербургской композиторской школы. Обращение к данному понятию позволило выявить генетические предпосылки формирования национального наклонения музыкального импрессионизма в России.
- Понятие «течение», заимствованное из литературоведения (Г. Поспелов) и адаптированное к музыкальному искусству, предполагает наличие в произведениях группы композиторов определённого исторического периода идейно-художественной общности [205, с. 136; 36, с. 605]. В отличие от направления, в течении отсутствует объявленная эстетическая программа (манифест).
Исследование темы диссертации потребовало уточнить такие термины, как стиль, стилистика, художественное видение, импрессионизм, тема, мотив, микромотив.
- Под «стилем» понимается «свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить <...> произведения одного исторического периода (последования времени) от другого» [цит. по: 171, с. 29]. Данное определение Б. Асафьева (1919) используется здесь с некоторыми уточнениями, введёнными современными исследователями -Г. Григорьевой и Л. Казанцевой, с точки зрения которых термин «стиль» предполагает «общность средств и приёмов, диктуемых мировоззренческой позицией» [58, с. 14], а также заключает в себе «способы донесения художественных смыслов» [103, с. 93-94].
- «Стилистика раскрывает действие стилевых факторов на уровне музыкального языка» (Г. Григорьева) [58, с. 14]. В данной работе внимание конценчрируется на его грамматическом уровне, связанном со средствами музыкальной выразительности.
- Под «художественным видением» (Г. Вёльфлин) понимается познавательный, творческий (в том числе и мыслительный) процесс, выбор средств которого тесно связан «с мировоззренческим и общим художественным контекстом эпохи» [цит. по: 162, с. 12].
- Категория «импрессионизм» понимается в двух значениях: как направление и течение в живописи, получившее распространение в разных видах искусства и национальных школах, и как надхудожествен-ное явление, элементы которого свойственны мышлению разных эпох, но только в течении импрессионизма получившие комплексное эсте-тическое и стилистическое оформление (Т. Мартышкина) [162] .
- Термин «тема» используется в двух значениях: как тема-идея и как музыкальная тема. Тема-идея предполагает репрезентацию предмета ху-
20 Понятия «импрессионистический» и «импрессионистский» используются в данной работе в качестве синонимов (как относящиеся к «импрессионизму»).