2
Содержание
Стр.
Введение 4
Гл. 1. Карл Нильсен — классик датской музыки
1.1. Основные пути развития датской музыкальной культуры. 13
1.2. Творческий путь Карла Нильсена. 139
Гл. 2. Эволюция симфонизма.
2.1. От Первой симфонии к Четвертой. 69
2.2. Шестая симфония. 85
Гл. 3. Пятая симфония как кульминация творчества Карла Нильсена 97
Гл. 4. Инструментальные концерты 114
4.1. Скрипичный концерт. 115
4.2. Концерт для флейты с оркестром. 121
4.3. Концерт для кларнета с оркестром. 126
Гл. 5. Камерно-инструментальные и Фортепианные произведения Нильсена
5.1 Камерные инструментальные произведения. 134
5.2 Фортепианное творчество. 141
Заключение. Черты стиля и эстетические взгляды. 156
Список использованной литературы 166
Приложения (II том)
I. Список произведений Карла Нильсена. 3
II. Сравнительная хронологическая таблица (Произведения Нильсена и его ^ современников).
III. Карл Нильсен Мое детство на Фюне. Автобиография (перевод с ^ английского Н. Мамонтовой).
3
IV. Карл Нильсен Живая музыка. Сборник эссе (перевод с английского 84 Н. Мамонтовой).
V. Карл Нильсен. Избранные письма (перевод с английского 116
Н. Мамонтовой).
30
ведущих скандинавских дирижеров своего времени, под его управлением датский оркестр достиг чрезвычайно высокого уровня, в его репертуар было введено много симфонической и оперной европейской музыки. Нильсен приехал в Копенгаген всего десять лет спустя после открытия роскошного нового Королевского театра. Свенсен, как и Гаде, учился в Лейпциге, затем в 1870 году вернулся в Данию, где жил до ухода с поста главного дирижера Королевского театра в 1908 году. Таким образом, влияние, исходившее от Гаде и Свенсена было в датской музыке весьма сильным.
Круг интересов Нильсена выходил далеко за рамки учебных требований, он посещал художественные галереи и часто играл в любительских квартетах. Он глубоко погрузился в художественную жизнь Копенгагена, и близкая дружба со многими его будущими друзьями завязалась именно в это время.
Основным предметом Нильсена была скрипка в классе Тофте, о котором у него на всю жизнь сохранились самые теплые воспоминания. Также он изучал теорию музыки у Хартмана и Росенхоффа59, историю музыки у Гаде и фортепиано у органиста Й. Г. Матисон-Хансена60. Нильсен глубоко уважал Росенхоффа и, по собственному признанию, был очень многим ему обязан. После окончания Консерватории Нильсен продолжал заниматься с ним частным образом. Его интерес и к новой музыке, и к успехам своих учеников способствовал тому, что он Вольдемар Тофте оставался хорошим другом
и наставником Нильсена до самой смерти. Позднее Нильсен признавался пианисту Хенрику Кнутсену, который был одним из его ближайших друзей и помощников, что в консерваторские годы он не был слишком прилежным и трудолюбивым и брал из уроков только то, что, как он считал, может ему понадобиться в первую очередь. К тому же стало очевидным, что его требования как скрипача также не могут быть полностью удовлетворены: большая часть учебного репертуара его мало интересовала, а современники оценивали его игру, орла Росенхофф
59 Орла Росенхофф (1845-1905) преподавал в Копенгагенской консерватории теорию музыки с 1881 по 1892 гг.
60 Готфрид Маттисон-Хансен был учителем Грига по органу в 1866 г., а впоследствии его близким другом.
31
как аккуратную, но без красивого звука.
Нильсен закончил Консерваторию в 1886 году с дипломом второй степени, что позволяло ему играть в местных оркестрах и иметь частных учеников. Зато его дальнейшая творческая жизнь полна событий. Вскоре он совместно с коллегами образовал струнный квартет, в составе которого концертировал по городам Дании. В течение трех лет после завершения Консерватории появилось и несколько небольших произведений, хотя до этого он почти не решался заниматься композицией.
В 1887 году Нильсен начинает серьезно заниматься сочинением, к этому времени относится целая группа произведений. Дебют в качестве композитора состоялся в том же году: на партитуре двух частей струнного квартета — Andante Tranquillo и Scherzo, дата отсутствует, но премьера состоялась 17 сентября 1887 года в концертном зале Тиволи.
Следующий год начался для Нильсена многообещающе. Струнный квартет F-dur был завершен и 25 января 1888 года, в концерте Частного общества камерной музыки, состоялась его премьера. Он исполнялся неоднократно, но так и не был издан. Осенью, в связи с сочинением Маленькой сюиты для струнных, в ведущей датской газете «Политкен» появилось упоминание о Нильсене, как об авторе, которого «никто не знает». Сюита была исполнена 8 сентября 1888 года оркестром Тиволи, а 14 октября в Концертном зале Оденсе Нильсен уже дирижировал Сюитой сам. Она была высоко оценена и принесла Нильсену надежду на успех на композиторском поприще. Несмотря на слушательскую оценку, Гаде сурово раскритиковал Маленькую сюиту, сказав, что произведение слишком запутанно.
В 1889 году Маленькая сюита для струнных появилась в печати, она была опубликована ведущим датским музыкальным издательством Вильгельм Хансен с посвящением Росенхоффу. Для Нильсена это произведение стало важным шагом, который не только привлек к нему публичное внимание как к композитору, но и обозначил продвижение от камерной к оркестровой музыке. Между Сюитой и Первой симфонией (1892) было написано всего одно оркестровое одночастное произведение, озаглавленное «Симфония». Это Allegro F-dur датировано 1888 годом и посвящено своему однокурснику, скрипачу Виктору Бендиксу. Сейчас это произведение называется Симфонической рапсодией.
С 1888 года у произведений Нильсена появляется обозначение опусов, они начинают издаваться. Именно с этого года кажется целесообразным начинать периодизацию собственно творчества композитора. Первый период охватывает почти 13 лет — с 1888 по 1901 год. Жизнь молодого композитора в это время чрезвычайно
Первые
сочинения.
- Київ+380960830922