Ви є тут

Фортепианные сочинения Стравинского и проблемы их интерпретации

Автор: 
Куликова Ирина Вячеславовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
134221
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
-g£Pt.
ВВЕДЕШЬ.................................................... 3
ГЛАВА I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРТЕПИАННОГО
ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО.......................... 17
ГЛАВА П.ОСОЕЕННОСТИ ФАКТУРЫ, МЕТРОРИТМА И ДИНАМИКИ В ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ СТРАВИНСКОГО.............................................. 48
ШВА Ш.НОВАТОРСТЗО СТРАВИНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ
ФОРТЕПИАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ . . 125
ВЫВОДЫ ...................................................158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................162
ДИСКОГРАФИЯ...............................................171
ПРИЛОЖЕНИЕ. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ................................175
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
"Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю.
У меня слог русский .
И.Ф.Стравинский.
Творческое наследие Стравинского столь богато, сложно и объемно в своих устремлениях, противоречиях, открытиях, что исчерпать его интерпретацию, понимание и изучение невозможно. Черта под его постижением вряд-ли когда-либо сможет быть проведена и исследовательская мысль никогда не прекратит своего беспокойного и бесконечного движения в глубины этого мира - ни в какие времена, ни ближайшие, ни уходящие в бесконечность будущего.
Как всякое подлинное великое художественное явление, музыка Стравинского неисчерпаема и допускает, даже требует нескончаемых усилий для все обновляющихся форм и методов ее освоения, открывая перед аналитиком бескрайние просторы познания. Опыт Стравинского лег в основу развития и совершенствования композиторского мастерства многих поколений музыкантов. Он во многом сформировал художественное сознание XX века, определенным образом настроил на сегодняшний музыкальный слух. Естественно, поэтому, что интерес к личности и произведениям Стравинского за последние десятилетия возрастает. Художественные деяния композитора являют собой образец редкостной смелости, глубины, оригинальности в высшем смысле слова. Стравинский - новатор во всех творческих проявлениях. Он безмерно обогатил русскую музыку новыми самобытными эмоционально-образными сферами, вселил новым, небывалым "духом", открыл неизведанные ранее возможности оркестровой, вокальной выразительности, подарил королю инструментов - роялю собственный, неповторимый "голос".
- 19 -
Если область музыкальной технологии, приемы нерегулярной ритмики, попевочный принцип развертывания мелодии, красочность
оркестрового письма /пристрастие к необычным звукорядам, к темб-
/1
рам деревянных духовых и ударных, "острым" звучанием медных/ -были почерпнуты Стравинским у Римского-Корсакова, то творчество Мусоргского, особенно интонационная сфера его вокальных произведений, были близки композитору своей обостренной, народной русской характерностью.
Это относится к общим преемственным связям Стравинского с русской профессиональной музыкой на начальном этапе формирования его творческого стиля.
Наряду с данным фактором, для "русского" периода творчества характерно большое внимание Стравинского к изучению фольклора. Композитора привлекла народная архаика: ее внешние формы выражения - языческие ритуалы и древние обряды, народные ладовые пласты и обороты. Стравинский применяет миксолидийский, лидийский лады, пентатонику и другие архаические элементы, позволяющие свободно экспериментировать в ладовом отношении. В фольклоре композитора интересовала и его поэтически-речевая сторона: он тщательно изучал сборники русских народных текстов, в частности антологии Афанасьева и Киреевского, которые послужили непосредственными литературными источниками "Байки", "Свадебки", "Истории солдата".
Увлечение фольклором Стравинским характерно не только для русского периода творчества композитора, оно продолжалось и в последующее время. Б.Ярустовский отмечает последовательность изучения этой области музыки композитором и в дальнейшем. "И в Швейцарии, и в Париже он продолжал приобретать книги о русском
- 20 -
искусстве, изучать записи русского фольклора, интересоваться фонограммами русских песен" £*89, с.29з7.
Помимо влияния русской музыкальной профессиональной культуры и фольклора в творчестве молодого Стравинского проявились новые тенденции, распространение которых в России осуществлялось посредством "Вечеров современной музыки" и журнала "Мир искусства". Композитор указывал на несомненную ценность для своего формирования этих двух моментов. "Нечего говорить, какое значение имели оба эти общества для моего умственного и художественного развития и как они способствовали росту моих творческих сил" [ 71, с.54 ] .
Деятельность кружка "Вечера современной музыки" отражала тяготение русской культуры к универсальному изучению общеевропейских стилей. В концертах "Вечеров" Стравинский впервые познакомился с произведениями Франка, д,Энди, Шабрие, Форе, Дюка и Дебюсси. Наряду с новыми сочинениями там звучала старинная музыка - Монтеверди, Куперена, Монтеклера. В качестве премьер "Вечеров современной музыки" состоялись первые исполнения произведений и самого Стравинского: его фортепианной Сонаты фа-диез-минор /исполнил Н.Рихтер/ и двух песен на слова Городецкого /аккомпанировал автор/.
В русле данных пересекающихся тенденций создавались первые фортепианные сочинения. В силу этих причин, среди фортепианных произведений русского периода наблюдается неоднородность по тематическим и стилевым признакам. Для них характерно и отражение традиционно-академического направления /в Сонате, и в Этюдах/; обращение к новым американским танцам Рег-тайму и Кек -Уоку ъ'Р/'ало -/Над \ проявление /в "Легких пьесах"/