Ви є тут

Калмыцкие протяжные песни, опыт структурно-типологического и историко-стилевого исследования

Автор: 
Дорджиева Гиляна Андреевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
243
Артикул:
1000273294
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 4
Раздел 1.
Фактологическая база исследования............................. 5
Раздел 2.
Краткая историческая справка о
формировании калмыцкого народа.................................6
Раздел 3.
Протяжная песня в культурной традиции калмыков.
Краткий обзор работ,
посвященных изучению калмыцкой песни...........................7
Глава 1.
Поэтические тексты УТ ДУН: структура, содержание, стиль ... 34 Глава 2.
Стру ктурно-стилевые закономерности напевов У'Г ДУН 58
Раздел 1.
Мелодические и тембровые характеристики УТ ДУН................58
Раздел 2. О многоголосии УТ ДУН...............................64
Раздел 3. Вопросы слогоритмической организации УТ ДУН 68
Раздел 4. Типы композиции песенных форм УТ ДУН..............87
Раздел 5. Принципы интонационно-ладовой организации
напевов УТ ДУН............................................... 96
Глава 3.
К проблеме жанровой классификации
калмыцких протяжных песен.................................. 116
Псснн-благопожслания........................................ 121
Обстоятельства исполнения песен-благопожеланий 124
Принципы образования поэтической строфы в песнях-благопожеланиях.............................. 126
3
Свадебные прощальные песни.................................. 131
Тексты, отражающие ход свадебного действия........... 132
Тексты песен-назиданий............................... 133
Прощальные лирические песни.......................... 135
Лиро-эпические песни........................................ 139
Песни-величания...................................... 140
Лиро-эпические песни (условно, баллады).............. 142
Песни религиозного содержания............................... 144
Заключение.................................................. 152
Список использованной литературы............................ 157
Приложение:
1. Список обследованных населенных пунктов................. 178
2. Список исполнителей..................................... 180
3. Примеры нотных расшифровок
и поэтических текстов с переводами.......................... 187
23
1963, Смирнов 1971, Кондратьев 1970], монографические исследования бурятских песен Д.С. Дугарова [Дугаров 1964, Дугаров 1980], А.Н. .Аксенова о тувинском музыкальном фольклоре [Аксенов 1964], НМ. Кондратьевой о традиции скотоводческих заговоров алтайцев - теленгитов [ Кондратьева 1996 ].
Методологические предпосылки и задачи исследования
Формирование целостного представления о фольклорном произведении требует исследования разных по природе языковых комплексов, образующих синкретически целостную художественную систему, учета соотношения между разнородными элементами песенного текста (их устойчивости, подвижности, иерархии и т.д.), анализа связей художественной формы с комплексом традиционных представлений общества. Методология системного подхода к изучению народной музыкально-поэтической культуры выражена в категории "фольклорно-этнографический текст", введенной А.М. Мехнецовым для обозначения самостоятельной, законченной или относительно законченной структурно-семантической единицы в поле культурной традиции. Фольклорно-этнографическим текстом является "каждый законченный в функциональном, содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передается художественными средствами выражения" [Мехнецов 1998, 3]. Центральное звено в обозначенной структуре составляет художественная форма (музыкально-поэтическая, музыкальнохореографическая и т.д.).
С категорией "фольклорно-этнофафический текст" соотносится определение "культурный текст", предложенное для описания обряда Н.И. и С.М. Толстыми: "Традиционный обряд представляет собой культурный
24
текст, включающий в себя элементы, принадлежащие разным кодам” [Толстые 1994, 238]. При этом основой для выделенной структуры является временной процесс развертывания обрядового действа, включающий комплекс семантических кодов: акционального, вербального, предметного, персонального, локативного, темпорального, музыкального и др. В продолжении темы "многоязычия " ритуала С.М. Толстая намечает перспективы исследования собственно звукового (в том числе, музыкального) кода традиционной народной культуры, среди которых важнейшие направления составляют изучение звукового фона отдельных обрядов, каталогизация типичных "вхождений" звуковых знаков в ритуальные и мифологические контексты, анализ и систематизация функций звуковых знаков в их отношении к структуре обряда [Толстая
1999].
Хотя в настоящей диссертации специально не рассматриваются вопросы функционирования протяжных песен в системе традиционных празднично-обрядовых комплексов, важнейшей составляющей
структурно-семантического исследования музыкально-поэтических элементов является анализ внешних связей фольклорного текста (автором привлекается опыт описания локальных форм калмыцкой свадьбы, данные о месте и роли протяжной песни в традиционном укладе калмыков).
Актуальное направление современной фольклористической науки связано с разработкой общих принципов и подходов к исследованию исторической проблематики народно-песенного материала. Фольклор как явление полистадиальное развивается по специфическим законам, к выражению которых не могут быть применены модели прямолинейного поступательного, эволюционного движения. В работах Б.Н. Путилова по восточнославянской эпической традиции постулируется положение о крайней неравномерности развития фольклорного процесса в жанровом и территориальном отношении [Путилов 1960, 1976, 1977]. Эта позиция продолжена в исследованиях В.А. Лапина, посвященных вопросам исторического развития русского музыкального фольклора: "Становится