Оглавление
Введение 4
Глава I. Особенности канонического текста STA BAT MATER 14
§ I. История поэмы 14
§ 2. Особенности канонического текста как объекта истолкования 34 § 3. Риторика и символика в Stabat Mater 49
Глава 2. Претворение Stabat Mater в музыкальной культуре 56 Глава 3. Аналитические этюды 114
Кароль Шимановский 114
Франсис Пуленк 117
Кшиштоф Пендерецкий 123
Г одфрид Девреесе 126
Норберт Россо 132
Стэнли Холлингсворт 140
Амарал Виейра 147
Имант Раминып 155
Адриан Сэлф 163
Владимир Пальчун 167
Франк Фсрко 171
Уильям Коппер 177
Джеймс Паттен 181
Заключение 187
Список использованных источников 199
Приложение 1. Таблицы 231
Таблица I. Сводные данные о Stabat Mater 231
Таблица 2. Частичные данные о Stabat Mater 246
Таблица 3. Страна создания Stabat Mater 256
Таблица 4. Год создания Stabat Mater 257
Таблица 5. Stabat Mater в жанре мотета 265
Таблица 6. Stabat Mater в жанре кантаты 266
Таблица 7. Разные жанры Stabat Mater 268
Таблица 8. Партитуры, созданные иод влиянием кантаты
Дж. Псрголези 270
Таблица 9. Состав исполнителей 272
Таблица 10.Варианты текста Stabat Mater 284
Приложение 2. Переводы поэмы 291
1. Фет А. 291
2. Жуковский В. 293
3. Мережковский Д. 294
4. «Страдальна Мати» 295
5. Псалом 51 М. Лютера 295
6. «Горькие жалобы» 297
Приложение 3. Вставки дополнительных текстов 300
1. Хансен Ян 300
о
2. Рудерс Пол 303
3. Ледук Филипп 306
4. Гаффори Франчино 307
5. Бебей Франсис 308
6. Паттен Джеймс 309
7. Ферко Франк 309
Приложение 4. Иллюстрации сюжета 314
Приложение 5. Словарь музыкально-риторических фигур
Stabat Mater на примере кантаты Дж. Перголези. 321
Приложение 6. Список ключевых слов в кантате Дж. Перголези 326
Приложение 7. Секвенция Stabat Mater 327
3
текстовки этих мелизм, то есть собственно секвенции. Нередко напев в про-зариях записывается не в обычном месте, над текстом, а на полях, отдельно. Подряд записывается фрагмент мелизмы и соответствующей ему секвенции; за ним далее следующая строка мелизмы и кореллирующий с ней отрезок секвенции и т. д.
Значительно больше рукописей датировано второй половиной X века, а в манускриптах XI века сосредоточен устойчивый и богатый репертуар секвенций. Их создавали к определенным праздникам, ко дню конкретного святого и т. п. Таким образом, секвенция характеризовала данный церковный день года, ориентируясь на проприй хорального репертуара. С X века наметилась и тенденция к организации секвенций в циклы, которые охватывали весь церковный год или его значительную часть.
Секвенции IX - первой половины XI века основаны на силлабическом напеве с прозаическим латинским текстом. Композиционная схема построена на повторе мелодического материала с новыми словами: А0А1А1А2А2 . . An An.jAn. При этом разделы («куплеты») An могут значительно отличаться по масштабу и синтаксической завершенности.
Кратко приведем сведения Р. Крокера [273] о секвенции в григорианском хорале.
1.)Под начальным участком в каждой мелизме в секвенциариях писалось слово «alleluia».
2.) В мессе с X века появился обычай петь после аллилуйи секвенцию, но мелодически они не обязательно связаны.
3.) Часто (например, в сборнике Ноткера в половине случаев), мы встречаем использование в секвенции мелизмы, близкой напеву канонической аллилуйи. Но наряду с этим есть случаи, когда начальный участок секвенции очень близок каноническому напеву другого жанра.
31
4.) Во многих ранних секвенциях напевы не имеют определенного прообраза в канонических аллилуйях, но обнаруживают родство с хоральной аллилуйей в плане мелодического стиля.
5.) Известной особенностью секвентной речи является «мотивная мозаика»: прихотливое возвращение участков из нескольких (четырех и более) звуков» [А. Андреев. 8, с. 440] и комбинаторная работа с ними.
Подобно ритму, ассонанс, предтеча рифмы, стал также постепенно вводиться в секвенцию, теперь стих стал заканчиваться на такой же или подобный гласный звук. Начавшийся процесс вёл постепенно к появлению секвенций, характеризующихся регулярным ритмом и рифмой.
Уже с середины XI века началось преобразование секвенции. Можно выделить три основных отличия нового этапа развития жанра:
1.) одновременное создание мелодического и словесного текстов;
2.) стихотворный, словесный текст имеет 6-8-ми строчные строфы, которые организованы регулярной схемой акцентного метра и рифмованы. Преобладает следующая структура строки: 8 слогов четырехстопного хорея или 7 слогов трехстопного хорея с дактилическим окончанием;
3.) частое использование двух- и трезвучных лигатур.
На сегодняшний день известно более трёх тысяч секвенций, которые датируются серединой XII - серединой XV века. Таким образом, секвенция отразила насущную интонационную потребность времени, а также утвердилась как неотъемлемая принадлежность хорала - как «стилистический post-scriptum».
Шаг за шагом секвенции приобретали самостоятельность, появлялись мелодические добавления, что было связано с введением народных интонаций и напевов, со свободным мелодическим творчеством.
Вершинами жанра секвенции можно считать Stabat Mater dolorosa и Dies irae, они показывают практически совершенную симметрию во всех строфах, и даже единообразие всех стихов.
32
- Київ+380960830922