Ви є тут

Музыка викториальных торжеств эпохи Петра I : о путях становления русской светской культуры

Автор: 
Демина Вера Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295635
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Т. 1. Исследование
Введение..............................................................4
1. Празднества эпохи Петра: традиции и инновации......................16
1.1. Петровский государственный праздник: вопросы
теории и истории................................................19
1.2. Воплощение тематики викториальных торжеств в синтезе искусств..............................................35
2. Канонический компонент празднеств: «Службы благодарственные» 47
2.1. Из истории «Службы благодарственной
о Полтавской победе»............................................49
2.2. Панегирическая направленность «Службы благодарственной».........................................55
2.3. Певческий канон в «Службе благодарственной о Полтавской победе»...................................................66
3. Богослужебные жанры в викториальных торжествах:
обновление канона.....................................................79
3.1. «Стихи победительные» на Полтавское торжество.............80
3.2. Викториальные концерты.....................................94
4. В небогослужебные духовные и светские жанры.......................109
4.1. Малые внебогослужебные певческие жанры....................114
4. 2.Последования жанров на богослужебные и
внебогослужебные тексты..............................................127
Заключение...........................................................146
Библиографический список.............................................150
Список использованных архивных источников............................180
Список сокращений и аббревиатур......................................181
3
Т. 2. Приложение
1. Карта маршрута Триумфального шествия 1696 г..................182
2. Источники:
Фрагмент «Никоновской летописи» о встрече Ивана Грозного в Москве после взятия Казани....................................183
3. Иллюстрации..................................................184
4. Нотные примеры...............................................195
5. Таблицы......................................................308
6. Схемы........................................................364
37
[Лобанова 1994, с. 92]. Аллегория, наряду с информационной, приняла на себя и пропагандистскую идеологическую функцию. Петр I увлекался аллегориями и был автором некоторых из них. В. К. Макаровым установлено, что оригиналом, с которого голландский медальер Ян Боксман сделал медаль в память взятия Азова, является литография пером (Ил. 2), на которой содержится текст: «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглой и крепкой водкой под руководством Адриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 г. в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании» [Петр I и Голландия 1996, с. 38]. На полтавское торжество также была выпущена медаль с аллегорическим изображением победы (Ил. 3).
Наряду с аллегориями большое значение придавалось эмблеме. Имеющие глубокие исторические корни, эмблематические изображения содержались в гербах королей, дворян, известных магнатов. Эти изображения стали использоваться в панегирической литературе Украины и Западной Белоруссии, а затем и в России середины XVII в.
Так, Г. Голятовский в своей книге «Ключ разумения» (Львов, 1665 г.), посвященной известным магнатам Желиборским, использовал для прославления их военных подвигов герб семьи (косы на червонном поле, а под ними — переломленный меч на шлеме). В России эмблемы нашли яркое воплощение в творчестве Семиона Полоцкого. В сборнике панегирических стихов Полоцкого «Рифмологион» (1679), многие из которых посвящены важнейшим событиям царской семьи, одно из центральных мест занимает «книжица» «Орел Российский», в которой очевидно использована эмблема герба России [Гребенюк 1979, с. 6, 8-9].
В «языке» викториальных торжеств петровской эпохи сохраняется традиция использования эмблематических изображений государственных гербов. Образ Петра Великого или России символизирует орел, а эмблемой Карла XII и шведов является лев.
38
В создании «текста праздника» задействованы практически все актуальные искусства своего времени, объединяющим «кодом» которых стала аллегория30.
Панегирическая тема викториального торжества петровской эпохи в структурном отношении представляет тематический комплекс мотивов: славленая (прославление Бога, царя и русского воинства) и повествования (раскрытие истории победы).
Они нашли выражение во всех видах искусства, воплощаясь как в канонических, так и в барочных формах искусства31. Процесс смешения элементов церковной и светской культур достигал кульминации в массовых зрелищах - триумфальных шествиях и фейерверках.
В архитектурном оформлении триумфального шествия оба мотива выразились в создании триумфальных арок, в религиозных представлениях воплощающих образ небесного свода, а в мирских являвшихся одним из способов восхваления победителей и увековечивания памяти о сражениях и победах.
Само это сооружение ассоциируется с традицией древнего Рима32 и лишь позднее становится одним из христианских символов. Известным примером триумфального сооружения является арка, построенная в честь победы над Максенцием но обету Константином Великим уже после принятия христианства.
Известно, что во время празднования победы под Азовом была выстроена триумфальная арка (1696 - см. Схему 1), к торжествам по случаю первой победы над шведами (1702), выстроено трое триумфальных ворот, а при праздновании завоевания городов Нарвы и Дерита в декабре 1704 г. и последующих триумфальных въездах Петра — семь (Схема 2). Очевидно, что в обоих
30 В том числе: проза, поэзия, вокальная и инструментальная музыка, танец, архитекту-ра, живопись, графика, скульптура, маски, костюмы.
31 Оба мотива были характеры для панегириков петровской эпохи и отмечены исследователями (см. разбор В. П. Гребенюком «Пансгирикоса» Ф. Прокоповича в книге Панегирическая литература петровского времени [Гребенюк 1979, с. 23-24]).
32 «Триумфальная арка ... как архитектурный тип возникла в древнем Риме для увековечения триумфа полководца» [Словарь иностранных слов 1964., с. 657].