Ви є тут

Смысл музыки : Его анализ на основе эстетики П. А. Флоренского и русской философско-религиозной традиции

Автор: 
Федоров Денис Винцентович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000237655
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА I.........................................................10
Проблема структуры смысла музыки и пути ее метафизического осмысления
1. Антиномизм структуры смысла музыки.
Его мировоззренческие основы. Исторические аспекты метафизического осмысления культуры.
«Догматическое» и «мистическое».................................10
2. «Догматическое» и «мистическое» во взглядах П. А. Флоренского
и некоторые проекции этой антиномии на современном уровне 35
ГЛАВА II
Структура смысла музыки. Восприятие музыки......................57
1. Восприятие музыкального произведения: система уровней.
Взаимосвязь уровней восприятия и рационалистической эстетики 57
2. Эмоции в структуре смысла музыкального произведения..........80
ГЛАВА III
Канон как метафизический синтез.................................99
1. Слово и символ философии П. А. Флоренского...................99
2. Канон и его метафизические свойства.........................115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................130
ЛИТЕРАТУРА
136
ВВЕДЕНИЕ
Музыканты редко философствуют. Однако понимание смысла музыки, сущности музыки, основанное на той или иной концепции мироздания, во многом предопределяет пути развития музыкальной культуры, музыкальной жизни. Они пронизывают и скрыто направляют всю деятельность композитора, исполнителя, педагога, музыковеда.
Изучение смысла музыки влияет и на сам характер исследования, которое допускает возможность не только исторических изысканий, накапливающих факты, но и теоретических, в которых делается упор на выработку значимых обобщений и научных концепций. В качестве метода исследования здесь необходимо введение метафизики, причем термин «метафизика» приобретает тот смысл, который в него вкладывает русская философия, что не имеет ничего общего с тем, как определяется данный термин в марксизме и в иостмарк-систской философской мысли. Та интерпретация термина, которая будет использована в работе, включает в себя не только философское обоснование бытия (мировоззрение), но и религиозное. Особенно важно заметить, что в русской философской традиции философия трактуется не так, как на Западе, где она противопоставляется богословию, стремиться уничтожить его, а именно как метафизика, которая представляет собой более емкое понятие, охватывающее и философскую и богословскую проблематику.
Подчеркнем важность и того, что сегодня, на новом уровне, решение проблем исследователь в большей степени должен искать в своей культуре, а не, как привычно, через Запад. Опора на традиции
стареет и изнашивается телом, приходит и уходит, не зная откуда и не зная куда. Ему страшно; поэтому он мечтает подчинить себе мир, усвоить его законы, найти, так сказать, его структурность, системность, и, таким образом, заполучить ключи от тайн бытия и поскорее проникнуть в эти тайны для собственной и общественной пользы.
Деятельность духа — нематериальная деятельность — также привлекала к себе такого рода научный интерес. Искусство, со своим странным воздействием, вызывало любопытство и стремление понять 5- как это делается? Почему результат деятельности в области искусства различен и неоднозначен? Одно почему-то хорошо, другое почему-то плохо. Какие критерии определяют наше отношение к произведению искусства? Что есть особая красота, свойственная искусству? Наконец, какова взаимосвязь характера функционирования искусства и его структуры, логики — как физической, так и духовной? Важно добыть это знание. Может быть, именно в специфических структурах, пусть очень тонких, почти невидимых, улавливаемых только самой современной аппаратурой или самым изощренным умом исследователя, — может быть, именно здесь лежит разгадка, ключ к тайне, способ овладения этой тайной?
Примерно по этому пути и двигалось привычное нам рационалистическое «освоение» мира, распространившееся (разумеется) и на искусствоведение.
Но существует и иной путь. Он становится все более ясен по ходу нашего знакомства с религиозным миросозерцанием, особенно православным, опирающимся на взгляды восточных отцов церкви. В основе здесь — целостность мировосприятия, ощущение ясности в отношении устройства мироздания. Знание приобретается как прозрение, откровение; оно приходит как духовный свет, ощущаемый
14
при приближении к трансцендентному миру. Здесь невозможен рационалистический шосеологизм, так как здесь он не нужен. Созер- і
цанис мира невидимого приводит к отсутствию страха за свое существование и сомнений в его необходимости, ощущению блаженства, чувству ясности пути. Целостность мировосприятия подразумевает и единство деятельностей человека, причем не механическое и не насильственное единство, так как деятельность конкретного человека сообразуется с его предназначением. Если переносить такого рода взгляды на искусство, то здесь на первый план выступают мистичность и трансцендентность искусства, а не его целесообразность.
Казалось бы здесь ясно намечается оппозиция научного и интуитивно-мистическою подходов, и противостояние очевидно. Человек, связанный с искусством — будь то сфера художественного творчества или искусствознания — оказывается перед выбором. Этот выбор затрагивает внутреннее ощущение мироздания. Расщеплять ли вес явления, весь мир на мелкие части, изучая все по отдельности, анализируя, имея множество систем изученных явлений и еще больше неизученных или иметь представление о чем-то целом, живом, неделимом, пронизанном единым смыслом. Кроме того, в определенном смысле можно говорить о том, что рационализм чужд человеку искусства. В самом деле, поиск всеобщего свойства, всеобщих закономерностей в большей степени оправдан именно в науке и приложим к вещественным предметам; может быть, природный мир даже требует такого метода освоения, в то время как сфера творческой деятельности подразумевает уникальность, а логическая операция абстрагирования удаляет от самого предмета, от его индивидуальных черт.
Однако приведенные мысли не служат для того, чтобы как-то опорочить в глазах искусствоведения логико-рационалистический
і
15