>2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................3
Глава 1. Немецкая клав ирная педагогика середины и второй половины XVIII века (общая характеристика)..............................................12
Глава 2. «Руководство по игре на клавире для обучения хорошему исполнению в соответствии с требованиями нашего времени»
Ф.В.Марпурга.............................................................30
Глава 3. «Уроки клавирноЙ игры» Г.Ф.Вольфа...............................59
Глава 4. И.К.Ф.Рсльштаб и его «Руководство для исполнителя на
клавире».................................................................82
Глава 5. «Краткое руководство по игре на клавире» Д.Г.Тюрка.............107
Заключение..............................................................148
Список литературы.......................................................157
Введение
Клавирная педагогика и теория исполнительства имеют свою многовековую историю с характерными принципами и методами обучения, присущими различным её этапам. Середина и вторая половина XVIII века -период расцвета клавирной педагогики и теории музыкального исполнительства в различных странах. Руководства по клавирному исполнительству и педагогике Ф.Куперена, М.Сен-Ламбера издаются во Франции, К.Ф.Э.Баха, Ф.В.Марпурга, Д.Г.Тюрка - в Германии, Н.Паскуали, Р.Фолкнсра, Р.Бродрипа- в Англии и т.д.
Именно в XVIII веке осуществляются опыты полного, обстоятельного и научного освещения принципов клавирной педагогики и исполнительства. Научный характер клавирной педагогики этого времени проявился в стремлении дать систематизированное описание клав ирных правил, сопоставить различные мнения исполнителей и педагогов, определить соответствующую терминологию и т.д. Одновременно клавирная педаг огика и теория исполнительства имели явно выраженную практическую направленность. Они относились непосредственно к музыкальной практике и ставили основной своей целью освоение и практическое применение новейших, современнейших способов клавирной игры и сё совершенствование. Стоит согласиться с современным исследователем, утверждающим следующее: «Несмотря на то, что подобные попытки (нередко довольно успешные) осуществлялись и ранее, в Х\ДП веке соответствующие научные представления нашли свое полное выражение, отвечавшее не только высокому уровню клавирпого исполнительства, но и высокому профессионализму клавирной педагогики (курсив мой - П.З.)» [20. С. 3].
Актуальность заявленной темы диссертационного исследования предопределена рядом причин.
15
публичные концерты и открыто высказывать своё мнение об услышанном [72 С. 33-34]. Набирает силу и приватное музицирование, предназначенное для «самих себя», когда в одних лицах совмещаются исполнители и слушатели. К концу XVIII - началу XIX веков приватное музицироваште повсеместно распространяется не только в аристократических, но и в бюргерских семьях (чиновников, торговцев, ремесленников, врачей и т.д.).
Потому неудивительно, что наряду с профессионалом в это время выдвигается ещё один «герой», гоже непосредственно связанный с музицированием - любитель. Повышенный интерес к любителю проявляет музыкальная теория, музыкальная критика и, безусловно, музыкальная педагогика XVIII века. Любитель должен уметь музицировать сам, слушать и понимать музыку. При этом его обучение не должно быть чрезмерно трудоёмким и затянутым. Удивительно, как музыкальная педагогика XVIII века (и в частности, клавирная педагогика) быстро отреагировала на потребности своего времени. Практически во всех предлагаемых читателю руководствах по клавирной педагогике и исполнительству этого времени авторы обращаются не только к профессионалу, но и любителю, оговаривают различие задач в их обучении и, следовательно, предлагают различные методы обучения.
Громадное значение для развития в XVIII веке клавирного искусства имело дальнейшее совершенствование и расширение нотопечатания. Публикация нотных сборников (в частности, и сочинений для клавира) способствовала распространению домашнего музицирования и поддерживала любовь к музыке. В середине века большую популярность получают периодические издания нотных сборников типа «Еженедельников» или «Ежемесячников». Многие композиторы, которые в силу материальных трудностей не могли найти собственного издателя, публиковали в них свои сочинения. В числе этих изданий укажем следующие: «Музыкальный калейдоскоп сочинений различных композиторов» (издатель Ф.В.Марпург), 1760-1763, Берлин, 9 сборников; «Музыкальный калейдоскоп», 1762-1865, Берлин, 4 сборника; «Музыкальный калейдоскоп» (издатель К.Ф.Э.Бах), 1770,
16
Гамбург; «Клавирное собрание для знатоков и любителей» (издатель И.К.Ф.Релыптаб), 1787-1788, Берлин, 4 собрания; «Новый музыкальный журнал для совершенствования и развлечения в одиночестве за клавиром для знатоков и любителей», 1792, Галле; «Собрание смешанных клавирных пьес разных композиторов» в двух частях, 1782-1783, Ганновер и др. [102. С. 61-63].
Издается и большое количество нотных изданий клавирных сочинений отдельных авторов, например, клавирные сочинения Г.Х.Штёльцеля, Е.В.Вольфа, К.Ф.Э.Баха, Г.Бенды, К.Нихельмана, К.Фаша, Ф.В.Марпурга, И.Ф.Кирнбергера, В.Ф.Баха и других. Популярными становятся издания по подписке. Именно так издавались широко известные до сих пор шесть «Собраний клавирных сонат, свободных фантазий и рондо для знатоков и любителей» К.Ф.Э.Баха (1779-1787).
Существенные преобразования в музыкальной культуре интересующего нас периода были обусловлены сменой представления о композиторе и в целом о музыкальном искусстве. Длительный период в музыкальной теории господствовало представление об искусстве как ремесле, и о композиторе как мастере-изготовителе. Творчество и ремесло всегда составляли неразрывное единство художественного процесса. В теоретических представлениях различных эпох предпочтение могло отдаваться какой-либо одной его стороне. В условиях «работы на заказ» высоко ценились именно мастерство, «умение изготовить» вовремя и качественно, искусность мастера. Неслучайно то, что художник, композитор могли уподобляться ремесленнику: сапожнику,
булочнику и т.д. Ещё в эстетике музыкального барокко понятие Musicus poeticus подчеркивало важность таких свойств музыканта как умение мастерить, изготовить, владеть правилами риторики. Немецкая музыкальная теория сделала перевод этого латинского термина - Meister der Musik («мастер музыки»).
В процессе исторического развития к концу XVIII века все большую силу набирали иные эстетические принципы. Искусство (и музыкальное искусство, в частности) противопоставляется математике, ремеслам и
- Київ+380960830922