Содержание
2
Введение.....................................................................3
Глава 1 Джан Карло Менотти: портрет..................................22
Глава 2 Оперный театр Дж. Менотти: поиски, решения.
2.1. Общая характеристика....................................47
2.2. Эволюция оперного творчества Дж. Менотти в
контексте тенденций его времени..........................53
2.3. Эстетические взгляды композитора.......................106
Глава 3 Камерная опера в творчестве Дж. Менотти.
3.1. Трагедия «Медиум»......................................117
3.2. Опера-буффа «Телефон, или Любовь втроем»...............150
Глава 4 Детская опера для телевидения
«Амал и ночные гости».......................................165
Глава 5 Драма «Святая с Бликер стрит» как образец
«большой» оперы в творчестве композитора....................187
Заключение.................................................................212
Список литературы..........................................................223
Приложение Список опер Дж. Менотти и их содержание.........................229
Введение
3
На состоявшейся в 1984 году в Белом Доме церемонии вручения Дж. Менотти одной из самых престижных в США наград в области искусства, премии Центра Кеннеди1, президент Р. Рейган в торжественной речи сказал: «Несмотря на то, что Вы сохранили итальянское гражданство..., позвольте нам называть Вас почетным американцем»2. Итальянец по происхождению, Джан Карло Менотти (1911-2007) большую часть жизни прожил в Америке и оставил яркий след в истории американской музыки. Его творческое наследие охватывает практически все музыкальные жанры: оперу, балет, симфонию, симфоническую поэму, концерт, камерно-инструментальный ансамбль, фортепианные, вокальные и хоровые сочинения. В историю музыки Менотти вошел, прежде всего, как оперный композитор, создавший 25 произведений в этом жанре. Заслуженное признание снискали себе его самые известные оперы: «Медиум», «Телефон», «Лмал и ночные, гости», «Святая с Бликер стрит» и «Консул». Две последние получили престижные награды Ассоциации театральных критиков Ныо-Иорка, Ассоциации музыкальных критиков Нью-Йорка и две Пулитцеровские премии.
Америка стала домом для многих иммигрантов, работавших в области музыки. В начале XX века и в годы нацизма из Европы эмигрировали А. Шенберг, И. Стравинский, Б. Барток, ставшие впоследствии американскими гражданами. Значительный вклад в культуру США внесли такие знаменитые музыканты, как С. Рахманинов, Э. Кшенек, Д. Мийо, П. Хиндемит, X. Эйслер, К. Вайль, Б. Мартину,
Э. Варез, Э. Блох. Большинство из них преподавали в ведущих университетах страны и своей деятельностью способствовали развитию американской композиторской школы. Огромное воздействие на музыку США оказал переезд в Америку таких композиторов, как JI. Орнстайн, Д. Рудьяр, Н. Слонимский, Г. Брант, Л. Фосс, К. Вулф. Все они, также как и Дж. Менотти, эмигрировали в США еще в детские или годы юности, поэтому их творчество сформировалось на американской почве. Среди этих музыкантов Менотти занимает особое положение.
'Также лауреатами премии Центра Кеннеди 1984 года стали Лина Хорн, Арту р Миллер, Исаак Стерн, Денни Кей.
2Всс переводы цитат из американских изданий выполнены автором диссертации. (Цит по: Molotskyl. Five receive Kennedy Center Honors for 1984//New York Times, Dec 3. 1984, P. 15).
раздавал этот перечень прихожанам, прося отметить какие из них они совершили за прошедшую неделю. Неудивительно, что уже в годы юности проявилось критическое отношение Менотти к религии. Тем не менее, впоследствии в творчестве композитора появится ряд произведений разных жанров на религиозную тематику.
В 1924 году Джан Карло Менотти поступил в Миланскую консерваторию, а спустя четыре года, по рекомендации Тосканини, уехал в США для обучения в Кертис Институте в Филадельфии. Несмотря на то, что на своей родине Менотти прожил всего 17 лет, его связь с культурой и традициями Италии была сильна и сказалась на отдельных чертах стиля его произведений. Проявилась она и в сохранении языка, как в тексте отдельных сочинений, так и в их названиях.
В Кертис Институте Менотти занимается в классе композиции Розарио Скалеро, ставшего впоследствии его близким другом. Из всех учителей он сыграл самую важную роль в становлении художественного мышления композитора. Он; познакомил Менотти со многими композиционными стилями и техниками, под его руководством композитор выполнял упражнения по контрапункту, анализировал полифонические произведения. Традиции, заложенные Скалеро, стали прочным фундаментом стиля Менотти.
В классе Скалеро Менотти впервые встретился, а вскоре и подружился с С. Барбером. Барбер говорил немного по-французски, и он согласился помочь Джан Карло, не знавшему практически ни слова по-английски, но понимающему французский, на первых порах жизни в Америке. Итогом этого случайного знакомства стала более чем пятидесятилетняя дружба двух выдающихся художников XX века. Она была плодотворной для каждого из них и продолжалась вплоть до смерти Барбера61. Оба художника испытывали взаимное восхищение и преклонение перед искусством друг друга. Это обстоятельство позволяло им, показывая друг другу черновики новых сочинений, откровенно высказывать свои критические замечания, что было ценно для обоих. Противоположные по темпераменту — по-англосаксонски сдержанный Барбер и эмоциональный, по-
61 Менотти называл Барбера «братом по крови» и во многих интервью заявлял: «Я хочу быть похоронен с Сэмом, но если я буду похоронен в другом месте, то рядом с могилой Сэма должна быть надпись “В память о великой дружбе”. Но я надеюсь все-таки быть с ним» (Цит. по кн: ArdoinJ. The Stages Of Mcnotti. Garden City, NY, 1985. P. 234).
25
итальянски взрывной Менотти, — они были единомышленниками в различных вопросах музыкального искусства. Барбер открыл для Менотти музыку Брамса, в его исполнении он впервые услышал песни Шуберта, оказавшие в дальнейшем огромное воздействие на стиль Менотти. Общие учителя и заложенные ими основы знаний, тесное сотрудничество, изучение музыки друг друга — все это породило общность творческих идеалов двух композиторов. Но «музыкальный характер» и стилистика каждого из них отличались яркими индивидуальными чертами.
По окончании Кертис Института в 1933 году Менотти с Барбером отправились в путешествие по Европе. Эта поездка, несомненно, расширила представления молодых композиторов об искусстве и сыграла важную роль в обретении художественного опыта. Остановившись сначала в Вене, где бурлила артистическая жизнь, они познакомились со многими представителями музыкальной, литературной, артистической элиты. Яркие воспоминания оставили концерты с участием А. Тосканини, Б. Вальтера, знаменитых певиц Л. Леман, М. Ярицы. В 1936 году друзья переехали в Зальцбург, а весной 1937 года вернулись в США.
Начало творческого пути Менотти приходится на 30-е годы. Тогда композитора привлекала преимущественно инструментальная музыка. Еще на студенческой скамье им создано несколько уже самостоятельных сочинений: вариации на темы Шумана для фортепиано (1930), вариации и фуга для струнного квартета (1932), шесть пьес для карильона (1932). В конце 30-х появляются две первые оперы Менотти: «Амелия едет на бал» (1937) и «Старая дева и вор» (1939). Эти уверенные шаги в искусстве сразу привлекли к себе внимание общественности и принесли известность композитору.
С гремя операми 40-х годов — «Островной Бог» (1942), «Медиум» (1946) и «Телефон» (1947) — композитор вступил в период творческой зрелости. Несмотря на то что судьба «Островного Бога» сложилась далеко не так удачно, как двух последующих, она сыграла судьбоносную роль в творчестве Менотти, способствуя открытию другой грани его таланта — режиссерской деятельности, которая принесла ему широкую известность.
- Київ+380960830922