Книга посвящена истории и современному состоянию уникальной традиции колокольных звонов, исполняемых в настоящее время на звонницах одного из центров русского православия — Псково-Печерского монастыря. В работе прослеживается история формирования колокольных наборов, использование различных приемов звона. Многократные наблюдения за процессом исполнения, нотирование и анализ звукозаписей позволили выявить музыкальные особенности уникального в настоящее время очепного звона. Для исследования темброво-гармонических особенностей колоколов применен метод спектрального анализа звука на современной акустической аппаратуре. Эти данные сопоставлены с результатами опроса высококвалифицированных музыкантов-экспертов. Содержание книги иллюстрируется схемами, диаграммами, таблицами, широко используются материалы письменных источников XVI—XX вв., публикуются тексты надписей на колоколах и фотоиллюстрации.
доктор искусствоведения В.А.Лапин кандидат искусствоведения В.Ф.Платонов кандидат искусствоведения С.В.Фролов
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 99-04-16263
Рецензенты:
© А.Б.Никаноров, 2000 © М.Н.Власова. Фотоиллюстрации, 2000 © С.С.Жиркевич.Фотоиллюстрации, 2000
ТБВЫ 5-86845-056-6 © РИИИ, 2000
Введение
Псково-Печерский монастырь находится приблизительно в пятидесяти километрах западнее Пскова. По преданию, в этом месте, где некогда рос дремучий лес, люди слышали пение, доносившееся неведомо откуда. На склоне, поросшей могучими дубами песчаной горы, у подножия которой протекал ручей Каменец, был случайно обнаружен вход в пещеру. Надпись над ним гласила: «Богом зданная пещера». Весть об этом распространилась далеко по окрестным селениям, и вскоре сюда начали сходиться богомольцы. В пещере был устроен храм, а затем и монастырь. Его назвали Печерским, так как по древнерусски «печёра» означает пещера. Подобные монастыри существовали на Руси и ранее: в Нижнем Новгороде, в Путивле. Старейший и самый известный из них — Печерская лавра в Киеве. В память о Печерской лавре первые две церкви нового Псковского монастыря были посвящены Успению Богородицы, а так же Антонию и Феодосию Печерским. Существовало даже предание, будто бы оба монастыря связаны друг с другом подземным ходом (100, с. 96), о чем и сейчас иногда еще рассказывают старые монахи.
Время открытия пещеры различные источники указывают по-разному. В 1473 г. был освящен Успенский храм, созданный в Святой горе. С этого момента ведется отсчет истории монастыря. На всем ее протяжении он был и остается крупнейшем центром православия Псковской земли. Православие проповедовалось иноками монастыря как среди русского населения, так и среди сету — финно-угорской народности, населяющей окрестности Печер (47; 126). Насельники монастыря совершали молебны и крестные ходы, распространяли вести о происходивших чудесах, посвящали православным святым новые храмы.
3
ведком, Саввино-Сторожевском, в Троице-Сергиевой лавре и пр.) имелись царские колокола, отлитые повелением и на средства высокопоставленных особ (106, с. 177; 34, с. XXIII и др.). Это непременно фиксировалось в колокольных надписях, в церковных документах. Однако в монастырских описях, в жалованных грамотах и различных актах8, в регулярно издаваемых в XIX в. исторических описаниях монастыря подобные сведения о больших колоколах отсутствуют. Первое упоминание о причастности русских государей к судьбе больших колоколов в научной литературе появляется лишь в 1956 г. в статье Г.Рабиновича. Ссылку на источник он не дает (107, с. 70-71). Ничего не сказано о царских дарах и в надписях на самих колоколах. Как полагается по традиции, в них названы лишь имена и титулы правящего государя, псковского архиерея, игумена монастыря (прилож. 1).
Только «Полиелейный» колокол отлит «повелением игумена Корнилия». Совпадение времени изготовления колоколов «Полиелейного» и «Праздничного» со времен царствования Ивана Грозного и Петра I не дает основания считать эти колокола царскими дарами. Что касается Бориса Годунова, то он не мог иметь отношения к «Часовому» колоколу, отлитому ровно через 160 лет после его смерти. Думается, что легенда о царских колоколах могла возникнуть из-за неверного истолкования тех немногочисленных, а порой и ошибочных данных о монастырских и вообще о русских колоколах, которыми располагало местное краеведение.
С 1586 г. до 1682 г., по данным монастырских документов, на звоннице располагались два крупных колокола. Один из них — нынешний «Полиелейный» (1558 г.). Второй колокол, также отлитый в XVI в., весил 99 пудов. Он просуще-
1 Были просмотрены жалованные грамоты, хранящиеся в Псковском областном архиве (ф.499), в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ф.256), в Российском государственном архиве древних актов (ф.188, оп.1, № 123), в Псковском государственном историкохудожественном музее (ф.593), в Отделе рукописей Российской национальной библиотеке (Собрание М. П.Погодина, № 1912) и др.
23
ствовал до конца 30-х — начала 40-х гг. XVII в. Опись 1642 г. сообщает, что колокол перелит при архимандрите Рафаиле (1639—1643 гг.). Однако работа вышла неудачной: «и в литье неудало и звоном чуд» (169, л. 155). Вскоре, уже при архимандрите Макарии (1643—1650), колокол снова перелили. Он находился на звоннице по крайней мере до конца XVII в. (181, л. 179). Описания «Макарьевского» колокола (так — условно — будем именовать его) не сохранилось. Точно не-звестна и его дальнейшая судьба. По версии Г.Рабиновича, с появлением в 1690 г. нового большого колокола Федора Клементьева, один из двух старых благовести и ков перевесили в седьмой верхний пролет звонницы. На его место (во второй восточный пролет) поместили колокол Клементьева, где он находится и до сих пор (107, с. 71). Старым благовестником мог быть именно «Макарьевский», а не нынешний «Часовой», как ошибочно полагал Г.Рабинович. В таком случае, к концу XVII — началу XVIII вв. на звоннице находились три больших колокола. Неясно лишь, куда исчез «Макарьевский» колокол, когда в 1765 г. из Москвы привезли «Часовой», отлитый «из козенной меди».
Возможна и другая версия: в 1690 г. «Макарьевский» с добавлением металла был перелит в новый колокол Федора Клементьева (это часто случалось в колокололитейной практике). До второй половины XVIII в. на звоннице размещались только два больших колокола церковного звона. К сожалению, информации, содержащейся в известных письменных источниках XVIII в., недостаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть одну из изложенных версий.
«Тиньки» («Диньки») — набор из четырех малых колоколов (№ 4-7), подвешенных в двух восточных пролетах (в один ряд над большими колоколами). Название этой группы, вероятно, связано со звукоподражанием и нередко встречается в лексиконе псковских звонарей и в письменных источниках XIX в.
Первый колокол из группы «Тиньков» (№ 4) (рис. 16, слева) был отлит на заводе Смирнова в Валдае и весит 1 пуд 13 фунтов (21,7 кг). Год отливки на нем не обозначен. Он
24
- Київ+380960830922