Ви є тут

Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков

Автор: 
Урванцева Ольга Александровна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
624
Артикул:
133613
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
I том
Введение........................................................... 3
Глава 1. Художественный канон и духовно концертная музыка 48
1.1. Диалектика отношений церковной и концертной сфер духовной музыки................................................................. 48
1.2. Два канона— церковно-певческого искусства и духовноконцертной музыки...................................................... 60
Глава 2. Стилевое моделирование........................................ 98
2.1. Моделирование как творческий метод........................... 98
2.2. Стилевое моделирование в духовной музыке.................... 113
Глава 3. Жанровая модель в духовно-концертной музыке............. 145
Глава 4. Западноевропейская модель духовной музыки и её воплощение в творчестве русских композиторов (на примере Реквиемов Козловского и Слонимского)........................................ 174
Глава 5. Модели исторических стилей в русской духовно-концертной музыке XX века: романтические тенденции........................... 219
II том
Глава 6. Национальная модель духовно концертной музыки 3
6.1. Русский стиль в духовно-концертной музыке Х1Х-ХХ веков ... 3
6.2. Русская модель духовно-концертной музыки Чайковского 63
6.3. Рахманиновская модель русского стиля......................... 96
Глава 7. Авторская модель........................................ 130
7.1. Духовные мотивы в творчестве Г. Свиридова................. 130
7.2. Духовная тема в творчестве А. Мурова........................ 155
Глава 8. Традиции духовно-концертной музыки в хоровом исполнительском искусстве.................................................... 173
Заключение....................................................... 200
Библиография..................................................... 217
Нотное приложение................................................ 258
ВВЕДЕНИЕ
Духовная музыка русских композиторов XIX-XX веков представляет собой сложную, многоплановую, разнообразную по содержанию, жанрам и формам воплощения область музыкального искусства, объединяемую одним общим признаком — религиозной тематикой. Обычно к духовным относят сочинения, основанные на богослужебных, библейских или новозаветных текстах, на апокрифических и поэтических литературных источниках, на религиозных сюжетах и философско-правственных концепциях. Расширенная трактовка понятия духовно-концертная музыка применяется к произведениям, написанным в различных жанрах, как к литургическим циклам и малым клиросным песнопениям, гак и к внеклироспым жанрам — духовным концертам, мессам, реквиемам, духовным ораториям и операм, предназначенным для хоровых, инструментальных, вокальных и смешанных исполнительских составов.
В то же время, при сравнении литургических циклов и песнопений с одной стороны, и симфоний, ораторий и опер на религиозную тему с другой, становится попятно, что эти сочинения принадлежат к разным областям духовной музыки, одна из которых уходит корнями в богослужебную, а другая— в светскую концертную музыку. Для изучения различных по генетике духовных произведений требуются разные подходы, сформировавшиеся в соответствующей области музыкального искусства.
Разнообразие определений, подходов и методов исследования, обусловленных сложностью, объёмностью и неоднородностью самого явления, отражается в пестроте и смысловой неоднозначности терминологии, используемой для описания современных духовных сочинений: религиозная музыка, сакральная музыка, неоканоническая музыка, nova musica sacra, внехра-мовая музыка, внеклиросные композиции, небогослужебпая музыка, парали-тургические сочинения, концертное направление церковной музыки, свстско-религиозная музыка.
61
историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (222, 7).
Согласно определению Ю. Лотмана, каноническое искусство (ритуализированное искусство или искусство «эстетики тождества») ориентировано на реализацию канонических текстов, которые представляют собой «осуществление предустановленных правил и значимые элементы которых суть элементы заранее данной канонической системы» (227, 437).
Степень регламентированности структурных форм и содержательных нормативов в разных видах канонов различна. О растянутом спектре канонических форм пишет Б. Бернштейн: «На одном конце — жёсткие, внеличност-ные каноны, оформляющие коллективное сознание (к примеру, древнеегипетский канон). 14а другом конце спектра— каноны, образующие мост между всеобщим и личностным (нормативность соединяется с открытостью)» (25,129).
Поскольку в духовно-концертном искусстве совмещаются черты церковной и концертной музыки, то нас интересуют два вида канона: канон богослужебной музыки и канон музыкального искусства. Для исследования особенностей духовно-концертной музыки использован метод аналогии типологических черт канонического искусства с типологическими чертами концертной ветви духовной музыки. Для данной темы такая постановка проблемы очень важна, поскольку она позволяет обосновать опору художественного канона духовно-концертной музыки на постулаты канонического музыкального искусства и канонической системы мышления. Следствием такой постановки вопроса является утверждение первичности норм канонического мышления (и образцов богослужебной музыки) по отношению к духовно-концертному искусству, которое выступает как вторичная система, возникшая на основе канона. Сравнение двух видов духовной музыки — в церковной и концертной области — подразумевает аналогию эстетических позиций и художественных средств, таких как жанровая система, мелодиче-
I
62
ские источники, специфические виды композиции и драматургии, звуковы-сотности, гармонии, фактуры, соотношения слова и музыки и др.
Выясним сходные и различные черты в двух видах канона.
Теория канона церковно-певческого искусства разработана и описана в многочисленных трудах по медиевистике (М. Бражников, Т. Владышевская, И. Гарднер, В. Металлов, Д. Разумовский, Н. Серегина, Б. Шиндин и др.).
Религиозный канон7 образует иерархическую систему, в которой каждый элемент представляет собой стадию конкретизации исходной идеи в различных формах познания и деятельности. По описанию А.Ф. Лосева, «религия есть осуществлённость мировоззрения, вещественная субстанциональность морали, реальная утверждённость чувства, причём эта осущсствлсн-ность — всяческая и прежде всего — телесная» (220, 92).
Религия, фиксирующая мировоззренческие, психологические и поведенческие нормы общества, по своей природе — канонична, и канон — форма, способ и основа её бытия. Сказанное относится к канону церковного искусства разных традиций: западной (католической и протестантской) и русской (православной). В церковно-певческом искусстве Средневековья утвердился канон, призванный сохранить богослужебную практику и её музыкальное сопровождение в неизменном виде. Столь жёсткая установка была нацелена на воспроизведение изначально заданного содержания и мировоззрения.
Сущность канона в церковной жизни определяется его предназначением (функцией), которая заключается в сохранении системы - носительницы определённого содержания, зафиксированного в регламентированных формах с помощью типизированных устойчивых средств выражения. Канон предназначен для трансляции традиции в новых исторических и гесирафиче-ских условиях. А потому соотношение константных и меняющихся черт строго детерминировано и индивидуально-стилевые трактовки в каноне не
' Во времена раннего христианства к разряду канона относились разные явления: правило веры, правило Церкви, собора, отиов; собрание боговдохновенных книг, последование церковной службы (согласно Василию Великому, Евагрию, Палладию); обшее количество псалмов, которое монаху нужно было пропеть в сутки, жанр византийской гимнографии и т. д.