2
Содержание
Введение...........................................3
Глава 1. Художественные средства музыкальной и обычной речи.
§ 1. Инвенция в общей и музыкальных риториках -искусство предварительной систематизации материала. . 24 § 2. Произнесение - как средство эмоционального
воздействия в общей и музыкальной риториках............39
Глава 2. Риторика музыкального языка оркестровых сюит. §1.0 риторическом аспекте музыкального языка. . 57
§ 2. Одноголосные музыкальные фигуры..............65
§ 3. Многоголосные музыкальные фигуры............ 98
Глава 3. Риторика формы оркестровых сюит.
§ 1. Система статусов в диспозиции сюит..........117
§ 2. Особенности диспозиции увертюр и танцев. . . 132 Глава 4. Проблемы риторики текста в жанре и стиле оркестровых сюит.
§ 1. Риторика текста и жанр оркестровой сюиты ... 165 § 2. Риторика текста и стилевые нормы сюит . . . . 181
Заключение.......................................191
Библиография....................................199
3
Введение
Исследование соотношения между содержанием и средствами музыки является одной из важнейших задач музыковедения. Действительно, средства музыкального искусства выражают чувства, художественные образы и расположены в некотором логическом последовании и, значит, несут некоторое содержание.
Как подчеркивает Л.Л. Мазель, изучение соотношения между содержанием и художественными средствами может быть проведено «двояко: можно спрашивать либо о тех средствах, которые способны служить достижением данного содержательно-выразительного эффекта, воплощению определенного художественного намерения композитора, либо, наоборот, о тех содержательно-выразительных эффектах, достижению которых способно служить данное средство» /87, С. 29/.
Думается, что одним из наиболее перспективных методов решения данной проблемы составляет обращение к риторике, которая, с одной стороны, упорядочивает выражение содержания в обычной речи, а с другой, лежит в основе особой системы музыкальных средств, получившей название «музыкальной риторики».
Риторика с момента своего возникновения понималась как универсальное знание и особый «подход к обобщению действительности» /Аверинцев С.С. /2//. Она была и есть «набором правил, требуемых организацией духовного существа» /45,С. 12/. Важнейший вопрос риторики - обучение искусству говорить. Риторика разработала развитую систему правил создания речи, выбора ее материала, направленных на рациональное выражение явлений жизни.
Время появления риторики - V в. до н.э. Ее основные положения сформированы раньше, чем церковь, римское право, латинская литература. Идеи риторики развивались Исократом, Аристотелем, а ее
20
Отметим, что проблема действия музыкально - риторических принципов и приемов в инструментальной и в оркестровой музыке остается до настоящего времени не освещенной в музыкознании. Если взаимодействие риторической культуры готового слова с музыкой раскрыто довольно подробно в вокальных жанрах барокко, то тог же вопрос в отношении к инструментальным жанрам лишь обозначен, но остается не решенным. Особо подчеркнем, что именно в оркестровых жанрах оркестровой музыки, и в сюитах, в особенности, вырабатываются свои музыкально - риторические принципы и приемы, отходящие от приемов, действующих в вокальных жанрах.
Анализ оркестровой музыки барокко, и сюит в частности, призван, если использовать выражение Л.В. Михайлова, «дать голос историческому материалу», оценить его «сложнейшую логичность» ILogus - gemasheiti, несущую «истину», которая «пробивает себе дорогу» /98, С. 61/.
Проведение анализа оркестровых сюит невозможно без уточнения терминологического и понятийного аппарата художественных средств, которые организовывали музыкальную речь, язык и текст в эпоху барокко. Это уточнение произведено в сопоставлении с системой общей риторики и позволило проследить реализацию музыкально-риторических приемов в качестве единой системы в оркестровых сюитах Ваха, Генделя и Телемана.
Объектом исследования настоящей работы являются оркестровые сюиты:
- И.С. Бах. Сюиты До-мажор. BIW 1066, си-минор, BWV 1067/время создания ок. 1721/. Ре-мажор BWV 1068. Ре-мажор BWV 1069!между 1721 и 1736/;
21
- Г.Ф. Гендель. Сюиты «Water Music» / «Музыка на воде» / HWV 348, 349, 350 /\1\1/ и «Music for the Royal Fireworks»2 / «Королевский фейерверк» HWV 351 /1739/;
- Г.Ф. Телеман. Сюиты ми-минор, Ре-мажор, Си-бемоль-мажор
4
из «Tafelmusi/c» / «Застольная музыка» 1733/.
Основной /генеральной/ проблемой работы является доказательство действия системы музыкальной риторики в оркестровых сюитах Баха, Генделя, Телемана.
Цель работы составляет рассмотрение музыкально- риторических средств как системы в жанре сюиты, и открытие новых направлений в исследовании музыкальной риторики.
Задачи работы состоят в следующем :
- уточнение терминологического аппарата;
- рассмотрение музыкально- риторических фигур как единиц музыкального языка позднего барокко;
- выявление музыкально - риторических приемов выразительности;
- изучение риторических принципов музыкальной формы;
- исследование взаимодействия риторики текста и стилевых
норм;
- раскрытие типологической общности и стилевых различий в
использовании риторических приемов в изучаемых сюитах.
*
Новизна работы заключается в том, что исследование музыкально-риторических средств производи тся по трем уровням понимания риторики, определенных Михайловым: на уровне самих приемов,
Даты создания и назва}шя сюит Генделя приведены по немей ко- язычному изданию. Flesch S. Lebens - und Schaffensdaten / Handel - Handbuch. Band I. -Leipzig. 1978/163/, которое нам кажется наиболее авторитетным в освещении биографии и творчества композитора.
- Київ+380960830922