I Л
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 1
Глава Тема спорта в музыкальной культуре и искусстве Европы и 12
I. России первых десятилетий XX века
1. Спортивные идеи античности и их развитие в искусстве 12 последующих эпох
2. Спортивная тематика в европейском искусстве начала XX в. 15
3. Спорт и культура в условиях тоталитарных режимов Италии 26 и Германии
4. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-х - 30 1930-х год9в
Глава Спортивная тема в творчестве Шостаковича. 45
И. Балет «Золотой век»
1. История создания литературного либретто 45
1.1. А. Ивановский - автор «Динамиады» 45
1.2. «Золотой век» Л. Ивановского - Д. Шостаковича и 53 «Футболист» В. Курдюмова - В. Оранского
2. История первой постановки «Золотого века» и образ 57 спектакля
3. «Золотой век»: проблема текстовых источников 62
4. Музыкальная драматургия «Золотого века» 71
4.1. Основной образно-интонационный конфликт и 71 композиция балета
4.2. Музыкальный образ «врагов» 76
4.3. Спортивные сцены в музыке балета 81
5. Политические аспекты балета «Золотой век» 89
6. После «Золотого века» 96
Глава Спортивная тема в публицистике Шостаковича. 102
III. Неизвестные статьи композитора о футболе
1. Композитор и пресса 104
2. «Ленинградские футболисты в Москве» 108
3. Спортивные публикации композитора в свете его сотрудничества 116 с Ансамблем песни и пляски 1ПСВД
3. «Выдвигать новых игроков» 128
4. Спортивное интервью 1966 года 133
Глава Спортивная тема в записных книжках и письмах Шостаковича 134
IV.
1. «Diary» 134
2. Фугбольная статистика 138
3. Спорт в эпистолярном наследии композитора 146
3.1. Письма коллегам-музыкантам 147
3.2. Переписка с И. Гликманом. 145
3.3. Письма Ю. Левитину 152
3.4. Письма А. Клячкину, В. Когану, В. Лебедеву 163
Заключение 168
Список использованной литературы 177
1
Введение
Корпус многоотраслевой научной литературы о Шостаковиче, как отечественной, так и зарубежной, огромен, тем не менее, он продолжает интенсивно пополняться разнообразными исследованиями. Интерес к наследию и личности композитора не только не угасает, но с течением времени увеличивается.
Рост ' таких перспективных областей музыкознания, как источниковедение и текстология, позволил вывести освоение творчества Шостаковича на качественно иной уровень. Пристальное внимание к композиторскому тексту и порождающему его историко-культурному контексту привело к ряду значительных архивных открытий в различных областях деятельности мастера — в композиторском творчестве, в эпистолярии и публицистике.
Целый ряд современных публикаций нацелен на то, чтобы сиять с портрета лидера музыкального социалистического реализма ретушь советской эпохи и высветить новые штрихи в нашем представлении о ТНостаковиче-художнике, Шостаковиче-человеке. Закономерно поэтому возникновение нетрадиционных, подчас неожиданных направлений в исследовании феномена Шостаковича, к числу которых относится и заявленная в настоящей работе тема: изучение значения спорта в жизни и творчестве композитора.
Спорт всегда входил в круг эмпирических интересов Шостаковича. Особенно его привлекали игровые виды: «теннис, волейбол, футбол»1, он хорошо разбирался в хоккее, при случае бывал на боксерских поединках2 и посещал соревнования по борьбе3.
1 Шагишш М. Беседа с Д.Д. Шостаковичем, 20 декабря 1940 // Новый мир, 1982, №12. С. 131.
2 См. Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману / Сост. и коммент. И. Д. Гликмана. М.: ЦБСН — СПб.: Композитор, 1993. С. 17.
3 Из письма Шостаковича к Е. Константиновской: «Вчера ходил в здешний цирк. Смотрел французскую борьбу». Цит. по: Хентова С.М Удивительный Шостакович. СПб., 1993. С. 120.
I
15
В музыкальном искусстве XIX века спортивные мотивы еще более редки41. С большой долей условности черты агональной эстетики можно обнаружить в отдельных эпизодах опер «Вольный стрелок», «Вильгельм Телль», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры». Настоящий расцвет спортивной игровой идеи приходится на искусство XX века.
2. Спортивная тематика в европейском искусстве начала XX века
В музыку XX века спортивные образы ворвались как часть новой урбанистической реальности, насыщенной гулом аэропланов, паровозов и автомобилей, грохотом заводов и фабрик, рокотом переполненных стадионов. Париж, одна из признанных индустриальных и культурных столиц мира, стал своеобразной ареной, на которой спорт впервые выступил в качестве предмета музыкального искусства. Решающую роль в его академическом дебюте сыграла антреприза «Русские балеты» Сергея Дягилева - почти каждый ее спектакль становился символом современных художественных исканий.
Ключевым сочинением, ознаменовавшим рождение новой темы, стал одноактный балет Клода Дебюсси «Игры», поставленный труппой С. Дягилева в 1913 году на сцене Театра Елисейских полей. Вацлав Нижинский, выступивший как автор либретто, хореограф и исполнитель главной партии, сыграл ведущую роль в кристаллизации замысла «Стихотворения в танце» («Un poème dansé» - так композитор определил жанр своего балета). Именно В. Нижинский предложил оригинальную спортивную идею, впоследствии объясняя свой выбор следующим образом: «Внимательно изучая поло, гольф, теннис, я пришел к заключению, что спорт не только полезное времяпрепровождение, он обладает своей красотой. Знакомство со спортом
41 В изобразительном искусстве XIX века встречаются такие работы, как «Боксеры» Т. Жерико (1818), «Борцы» Г. Курбе () 853) и «Борцы» О. Домье (1868).
16
посеяло во мне надежду, что благодаря ему возникнет стиль, столь же репрезентативный для нашей эпохи, как стили минувших эпох»42.
В изысканной партитуре балета Дебюсси трудно отыскать очевидные следы нового спортивного стиля. Специфический колорит премьериый спектакль приобрел, прежде всего, благодаря сценическому оформлению Льва Бакста: по его эскизам были выполнены декорации, представлявшие теннисный корт, и спортивные костюмы танцовщиков, вызывавшие ассоциации не только с теннисом, но и с другими видами спорта, в том числе с гольфом и футболом. «Динамика спорта <...> привлекла Бакста не меньше, чем динамика танца. Возможно, Бакст даже считал, что спорт должен заменить балет»43.
Балет «Игры» задумывался создателями как урбанистическое произведение, это красноречиво доказывал первоначальный замысел В. Нижинского, в соответствии с которым теннисная партия в спектакле должна была прерываться эпизодом крушения аэроплана, падающего на сцену44. Хотя подобная идея, не получившая отклика у Дебюсси, была исключена из постановки, «спортивная тема предвосхищала „механические“ балеты 1920-х годов, такие как „Синий поезд“45 (1924) и „Лани“ (1924). В ином плане в „Играх“ были заложены многие идеи, которые в 1923-1924 годах воплотят Любовь Попова и Варвара Степанова в своих производственных и
46
спортивных костюмах» .
Появление тенниса на театральных подмостках во многом объяснялось повальным увлечением спортом, охватившим в канун Первой мировой войны как Францию, так и Россию. В год премьеры балета Дебюсси «Игры» в Петербурге вышли в свет стихотворения Осипа Мандельштама «Теннис»,
12 Нижинская Б. Ранние воспоминания. М., 1974. С. 252.
43 Боулт Дж. Э. Лев Бакст и Вацлав Нижинский // Русский авангард 1910-1920-х годов и театр. СПб., 2000. С. 251.
44 G ara/о la L Diaghilcv’s Ballets Russes. New York: Oxford University Press., 1989. P. 59.
45 Имеются в виду балеты «Голубой экспресс» Д. Мийо и «Лани» Ф. Пуленка.
46 Боулт Дж. Э. Цит. соч. С. 253.
- Київ+380960830922