Ви є тут

Stabat mater в богослужении и композиторском творчестве : к проблеме жанровой модели

Автор: 
Иванько Наталья Георгиевна
Тип роботи: 
к проблеме жанровой модели
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
172711
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава I.
Жанр Stabat Mater в богослужении: формирование жанровой модели
1.1. Поэтический текст Stabat Mater как основа жанрового содержания 14
1.1.1. Версии текста. Авторство 15
1.1.2. Образно-эмоциональная характеристика текста. Текст и смысл 25
1.1.3. Особенности стихосложения 34
1.2. Сферы применения Stabat Mater в богослужении 45
1.2.1. Службы Пресвятой Девы Марии
1.2.2. Stabat Mater в частной молитвенной практике, в литургических и внелитургических службах 47
1.3. Церковная ветвь Stabat Mater: к проблеме формирования жанровой
модели 58
Глава И.
Жанр Stabat Mater в композиторском творчестве и концертной практике
2.1. Жанр Stabat Mater в концертной практике 70
2.2. Жанровый стиль музыкальных произведений «Stabat Mater» 71
2.3. Жанровые модели Stabat Mater в контексте исторических стилей 83
2.4. Авторский стиль в композициях «Stabat Mater» 102
2.5. О соотношении национального и жанрового стилей 129
Заключение Список литературы
138
141
Приложение I. Список имен композиторов 161
Приложение II. Нотные примеры 188
(

I
XIII. С каким достоинством самая благословенная Женщина молит своего Сына,
Забирающего все наши грехи,
Со сладостными и покаянными молитвами.
XIV. Этим унося весь наш позор,
Он может зародить в нас
Плоды и может заполнить нас всеми Благами вечной жизни.
Аминь.
На сегодняшний день вопрос об авторстве текста остается открытым. Необычно то, что автор такого распространенного в народе гимна оставался неизвестным. В связи с этим существует несколько версий. Перечислим имена, встречающиеся в литературных источниках: Jakopone da Todi (Jacobus de Benedicts) - Якопоне да Тоди (Якобус де Бенедиктус), Bonaventura - Бонавентура, Bernhard von Clairvaux - Бернард фон Клервоский, Innozenz III - Иннокентий III, Johannes XXII - Иоанн XXII, Gregor XI - Григорий XI, и даже Gregor I - Григорий I (см. J.Blume, M.Less). Однако убедительных аргументов в пользу того или иного имени в литературе не обнаруживается (Ozanam, 195). Все же сам факт их существования еще раз подтверждает, насколько известной и значимой была эта секвенция, если ее авторами исследователям хотелось видеть самих понтификов.
Самое раннее упоминание об авторстве Stabat Mater можно найти у историографа Ордена Миноритов Лукаса Уорддинга (Lucas Wardding -1588-1657 гг.), который в своей книге «Scniptores ordinis Minorum»5 называет автором поэта францисканца Якопоне да Тоди. Такова же точка зрения, например, Вольфганга Иртенкауфа6. А профессор Мишель Лесс в начале XX века писал: «Сегодня специалисты принимают без возражений
sRome, 1650. - с. 180
6 Wolfgang lrtcnkauf. Jakopone da Todi. - MGG 6. - c. 1637 -1640
21
мнение, что автором Stabat Mater является Iacobus de Benedictis (Иаков из ордена Бенедиктов), знакомый современникам под именем Iacopone da Todi (Якопоне из города Тоди)» (Лесс М., 2).
Упоминание об авторстве также содержится у английского исследователя Клиффорда Б. Эдгара в статье «Переложение Stabat Mater» (Clifford В. Edgar), который считает автором текста Якобуса де Бенедиктуса (Jacobus de Benedictis) - младшего монаха францисканца.
Наиболее полное собрание сочинений Якопоне да 'Годи было издано в Венеции в 1617 году, но оно не содержит Stabat Mater. Озанам (Ozanam) нашел в национальной парижской библиотеке старинный манускрипт поэзии Якопоне, содержащий данную секвенцию, которая находилась также в маленьком списке XIV века, принадлежащем монастырю Monte Santo города Тоди.
Францисканский орден - католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1207-1209 г. Франциском Ассизским. Сам основатель назвал его орденом меньших братьев. Он был утвержден Папой в 1220 году и призван выполнять важнейшую задачу противостояния различным ересям и повышения авторитета католической церкви.
То, что францисканцы были нищенствующим орденом, сыграло важную роль в росте их популярности, широком признании в простом народе. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру; странствовали, проповедовали бедность и аскетизм, занимались благотворительностью.
В определенном смысле францисканский орден находился в оппозиции к официальной церкви с ее богатством и роскошью, однако, монахом мог стать только тот человек, который признавал авторитет католической церкви. «Древнейший устав», составленный самим святым Франциском, предусматривал не только обет бедности, но также целомудрие и послушание.
22