Работа выполнена на кафедре истории русской музыки Московской
государственной консерватории имени П.И. Чайковского
РОССИЙСКАЯ
государственная
БИБЛИОТЕКА
-6 -02
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор М.Ш. Бонфелъд доктор искусствоведения, профессор ЛЗ. Корабелъникова доктор филологических наук ОТ Ревзина
Ведущая организация: Саратовская государственная консерватория имени ЛВ. Собинова
■ ■ ■ • ■ . • „Л-
Защита состоится « 2 » декабря 1999 \\ г ;'?6 чвсдн* на заседании Специализированного совета Д по^^*г%ждению
ученых степеней Московской госудцкт.^л* т# *. .ерпатории имени П.И. Чайковского (М)р£*& !9ЗД?.4 ул. Л \?А -
С диссертацией можно ознан г%:*
государственной консервгггорц/,гл, лгм
■.'/»' • - /'. . гЦ■Л; 1'Г*-'" •
Автореферат разослан «--у» ;
Ученый секретарь Специализиров^ ; ^
Ю.В. Москва
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Исследование «Слово и музыка. Диалектика семантических связей» не относится к числу тех, что привлекают свежестью материала, оно не пытается заполнить «белые пятна» на карте музыкознания и не восполняет его «исторических пробелов». Напротив, оно обращается к области творче^?ва, к которой традиционно приковано научное внимание, — отечественной вокальной музыке, взятой в максимально широкой временной перспективе. Древнейшая из форм музыкального искусства, вокальная музыка объединяет целостные и самостоятельные художественные системы, каковыми являются русский песенный фольклор, культура православного пения, классический романс, современное вокальное творчество. Все они находятся в эпицентре столь же самостоятельных исследовательских областей, более того, самостоятельных наук со своими традициями, их основоположниками, признанными лидерами и авторитетами.
В каждой из них отнюдь не вчера возникла и сформировалась приоритетная проблематика, отражающая специфику самого объекта и его исторического осмысления. Она достаточно хорошо известна: проблемы знаменной нотации в древнерусском певческом искусстве; проблемы фиксации и сохранения образцов песенного фольклора, изучение региональных традиций; индивидуализация замыслов и средств в современной камерновокальной музыке; лишь классический русский романс как область хрестоматийно известная «растерял» не только приоритетную
:ледние деся-да к нулевой
кыхисследо-
\п9 естествен-КЛОКИ, среди аимоотноше-
. сх |
его следу-
К ИНГЛ ИМЕЕТ
В яереял. 1 I _ СІ і-
ели и сое дин. 1 =• о
.\?Л: &ип. і ?. 1 о V- X п
1 £ я *
. <=1 2і
г ?!
•з
В музыковедческом разделе первостепенный интерес представили книги по истории и общим вопросам вокальной музыки (Б. Асафьева, В. Васиной-Гроссман, И. Лаврентьевой, А. Оголевца, Е. Ручьевской и др.), исследования, посвященные проблемам музыкальной семантики (публикации М. Арановского, В. Медушевского Е. Назайкинского, Е. Ручьевской). Как и в области лингвистики, изучена литература по отдельным областям: древнерусские песнопения (дореволюционные издания В. Металлова, монографии И. Лозовой, Т. Владышевской, статьи М. Школьник), народное музыкальное творчество (работы
Э. Алексеева, Е. Гиппиуса, И. Земцовского, Т. Поповой), русский классический романс (исследования Б. Асафьева, В. Васиной-Гроссман, М. Пекелиса и многих других), современная вокальная музыка (прежде всего соответствующие разделы трудов
В. Холововой и Ю. Холопова).
Цели и задачи исследования. Важнейшая из них — перейти от констатации диалектики вербальной и музыкальной семантики к ее рассмотрению; доказательство того, что она возникает в результате сложных отношений между двумя уровнями словесномузыкального синтеза— высшим (в филологии соответствует поэтике) и низшим, конкретно-текстуальным (в филологии соответствует лингвистической семантике), которые могут совпадать, существовать параллельно, конфликтовать и т. д.
Специальной задачей было выявление форм диалектики для каждой из обозначенных областей вокальной музыки, показ ее зависимости не только от специфики сочетания двух уровней связи, не только от общих метафизических основ культуры, но и от принадлежности к каноническому либо неканоническому виду творчества.
Предметом особой заботы стало выявление общих принципов художественного синтеза, которые действуют и за пределами вокального искусства.
Материал исследования. Включает все виды вокального одноголосия, созданного на основе русского, непереводного слова. Некоторые исключения сделаны для современной ансамблевой и хоровой музыки. Собственно источники: образцы русских народных песен, представленные в старых (Римский-Корсаков, Ба-
7
лакирев, Лопатин и Прокунин, Лядов) и современных песенных сборниках; образцы столпового знаменного распева из классического собрания Октоиха; романсы русских классиков XIX — начала XX века; современная музыка новейших направлений.
Структура работы. Исследование включает Введение, четыре основных главы и Заключение. Первые две главы посвящены каноническим видам вокальной музыки — фольклорной и знаменной традициям, к ним примыкают раздел о духовном стихе как синтезе народного и православного искусства и Послесловие по каноническим видам. Третья глава — о русском классическом романсе. В последней образцы новейших направлений камерно-вокальной музыки XX века рассмотрены в зависимости от своеобразия поэтического первоисточника и его принадлежности к ведущим поэтическим тенденциям уходящего столетия. Все главы подразделены на параграфы.
Апробация работы состоялась на заседании Кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во ВВЕДЕНИИ обосновывается постановка темы исследования, ее актуальность, определяется структура работы и материал. Здесь же излагается наша позиция по отношению к музыкальной семантике. Она выражена в установке на презумпцию содержательности музыки, а также в убеждении в том, что семантические процессы в вокальной музыке имеют свою специфику, связанную со способностью слова выявлять в музыкальном языке изобразительные свойства, «оплодотворять» его конкретными значениями.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ рассматривается взаимосвязь словесной и музыкальной семантики в русском песенном фольклоре. В фольклористике — как музыкальной, так и лингвистической — вопрос взаимоотношения текста и музыки, поставленный в целом, остается до настоящего времени одним из основных, несмотря на то, что именно этим она занималась в течение нескольких десятилетий. Приоритет слова или напева по-прежнему болезненно и остро
8
- Київ+380960830922