Ви є тут

Народные распевы пасхального тропаря Христос воскресе в традициях Верхнего Поднепровья

Автор: 
Подрезова Светлана Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
380
Артикул:
133823
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
Содержание работы
Введение.....................................................................4
Глава I. К вопросу о музыкальных и поэтических источниках народных распевов тропаря Пасхи......................................................24
1.1 Общие вопросы певческого образования в Смоленской губернии и основные п>‘ти реформирования богослужебного пения.................29
1.2 Состояние богослужебной певческой практики в сельских храмах Смоленской губернии в последней четверти XIX - начале XX века...55
1.3 Распевы тропаря Пасхи: в поисках возможных прототипов................68
§ 1 Текст пасхального гропаря «Христос воскресс» в канонической
традиции..............................................................69
§ 2 Распевы тропаря в письменной традиции.............................74
Глава 2. Семантика и функции пасхального тропаря «Христос воскресе» в системе ритуалов весеннего периода..........................................90
2.1 Особенности функционирования пасхального тропаря «Христос воскресе» в народной традиции........................................92
2.2 Тропарь «Христос воскресе» в структуре ритуалов земледельческого и скотоводческого циклов..............................................101
§ 1 Первый выгон скота в Егорьев день................................102
§ 2 Весенний обход ржаного поля.....................................1 13
§ 3 Первая пахота, сев, посадки огородов.............................122
2.3 Народные распевы «Христос воскресс» в поминальных и похоронных ритуалах пасхального периода........................................123
2.4 Символические значения тропаря Пасхи в традициях Верхнего Поднепровья.........................................................127
§ 1. Тропарь Пасхи - священный текст и сакральный символ.............127
§ 2. Роль народных распевов пасхального тропаря «Христос воскресе» в процессе
организации пространства.............................................131
§ 3. Народные распевы пасхального тропаря «Христос воскресс» как звуковой
символ пасхального периода...........................................134
§ 4. Народные распевы наехал 1,ного гропаря в системе социальных связей и
2
отношений...........................................................14 1
§ 5. Звучание тропаря «Христос воскресе» как универсальное коммуникативное средство.............................................................147
Глава 3. Стилевое своеобразие народных распевов пасхального тропаря.. 152
3.1 Обшая характеристика основных типологических групп..................152
§ 1 «Староверские распевы» в традиции восточных районов Смоленской
области..............................................................153
§ 2 Распевы, восходящие к знаменному распеву 5-го гласа с текстом второй
редакции............................................................ 159
§ 3 Распевы, обнаруживающие черты обиходного напева 5-го гласа в
четырехголосной гармонизации.........................................160
§ 4 Распевы, восходящие к обиходному распеву 1 -го гласа.............164
3.2 Распевы тропаря Пасхи 5-Го гласа: пути трансформации в фольклорной традиции.............................................................167
§ 1 Особенности народной интерпретации словесного текста тропря Пасхи второй
редакции.............................................................168
§ 2 Структурное соотношение поэтического текста и напева............1 86
§ 3 Композиция народных распевов.....................................189
§ 4 Особенности метроритмической организации.........................192
§ 5 Исполнительские особенности народных распевов «Христос воскресе» 203
§ 6 Закономерности интонационно-ладовой организации..................206
§ 7 Отражение музыкально-типологических особенностей распевов пасхального
тропаря «Христос воскресе» в народной терминологии...................223
3.3 «Припевы» тропаря Пасхи и перетекстовки народных распевов в традициях Верхнего Поднепровья.......................................231
Заключение.................................................................264
Литература.................................................................273
Статьи по теме диссертации.................................................290
Список сокращений..........................................................291
Приложение 1...............................................................292
Приложение 2...............................................................311
Приложение 3...............................................................334
3
цензуры духовно-музыкальных сочинений, предназначенных для печати и исполнения хорами во время богослужения. Одним из первых мероприятий по унификации церковного пения был циркуляр 1815 года: «для единообразного церковного пения литургии велено разослать во все церкви сочинение директора придворной капеллы», т. е. самого Д. С. Бортнянского“4 ЩГП 1878, С. 6j.
Мода на партесное пение, как показывают исследования, не охватила широкие круги общества во всей России, поэтому введенная Д. С. Бортнянским цензура касалась только свободно сочиненного церковного пения и не затрагивала пения «устного, гласового, обиходного» [Гарднер 2004-11, С. 236]. И. А. Гарднер пишет, что в конце XVIII и в начале XIX века в Москве, консервативной по своим взглядам,25 и даже в монастырях Петербурга «сохранилось уставное пение и были иерархи, которые любили древнее уставное богослужебное пение и следили за тем, чтобы традиция его не угасла» [Там же, С. 208]. Особенно важно, что при этом сохранялась характерная манера исполнения, которая нивелировалась при распространении итальянизированного стиля пения [Там же, С. 209].
В 1830-е годы Придворная Певческая Капелла продолжала укреплять свою законодательную роль в области церковного пения и распространяла по всей России произведения, созданные ее сотрудниками и директорами. В 1833 году вышел указ Св. Синода о том, «чтобы все епархиальные архиереи снабдили церкви вверенных им епархий нотными книгами простаго церковного пения и принадлежащей к оному панихиды, употребляемыми в придворных церквах» в двухголосном изложении [ЦГП 1878, С. 7-8].
Представляя картину церковно-певческого образования на Смоленщине, можно сказать, что и синодальные издания, и циркуляры о
21 Это мотивировалось в Указе Св. Сшюда тем, что «во многих церквах поют по нотам не соответственно тому роду пения, какое может быть принято в церквах», и «дабы впредь не вводить в употребление тстрадсИ рукописных, кои отныне строжайше запрещаются» ЩГП 1878, С. 0-7).
25 Так, в период активных нововведений в Москпс «дьячки-псаломщики пели по традиции не одноголосно, но не но нотам, а по памяти, или в терцию по синодальным богослужебным певческим книгам для одного голоса, исполняя приведенные там на нотах напевы <...> нсодноголосно, в импровизируемой по слуху гармонизации» [Гарднер 2004 - II, С. 274].
37
введении сочинений Д. С. Бортнянского и сотрудников Капеллы не могли в полной мере отразиться на церковно-певческой традиции региона. Здесь по-прежнему было немного хорошо знакомых с нотным письмом, даже среди духовенства.
Третью церковно-учебную реформу, начиная с 1836 года, проводил обер-прокурор Св. Синода Н. А. Протасов в период царствования Николая I. Критикуя предшествующий проект, он отменил его в 1839 году.
Н. Л. Протасов создал и возглавил «Духовно-учебное управление», независимое от Синода. Оценивая результаты развернутой деятельности новой канцелярии, известный историк Церкви С. Г. Рункевич писал, что повсеместно открыватись семинарии и приходские училища, при них часто создавались причетнические классы [Рункевич 1998, С. 614|. Начиная с 1837 года, государственную поддержку получили и народные училища, но тогда «массовому крестьянскому образованию воспротивились помещики, и школы (старые и новые) удерживались только в удельных и казенных селениях» [Бернштам 2005, С. 42].
В Смоленской губернии до 1860-х годов народные школы были редкостью™. Их организация целиком держалась на плечах местного духовенства, лишь иногда открывались училища на средства помещиков, которые видели свое предназначение в духовно-нравственном просвещении народа. Одно из таких училищ — на средства князя Голицына - было открыто в 1839 году при приходской церкви села Гривы Сычевского уезда, позднее, в 1865 году, оно было перенесено в соседнее село Власово, и в 1870-е годы здесь уже было относительно много грамотных, «умеющих читать Часы, шестоисалмие и кафизмы» [Лызов 1873, С. 578].
1(' Так, а середине XIX пека, по наблюдениям Т. И. Куро, в Смоленской губернии было 111 школ, в которых обучались 3.382 мальчика и ‘136 девочек. Здесь имелась одна гимназия, в которой учились 284 ученика. Основную массу составляли цсрковно-прпходскис школы - их было 33 (571 ученик), и приходские училища в сельской мсстноои -24 (1022 ученика) (Куро 1966, С. 160].
38