Ви є тут

История Бесплатной музыкальной школы : 1862-1917

Автор: 
Константинова Марианна Александровна
Тип роботи: 
1862-1917
Рік: 
1862
Кількість сторінок: 
332
Артикул:
172577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I
Исторические предпосылки возникновения
Бесплатной музыкальной школы 23
§ 1. Образование в России в 1 половине 19 века -
общее и музы кал ьное 1 ' 23
§ 2. Концертные организации и общества в Петербурге
в 1 половине 19 века 33
Глава II
История Бесплатной музыкальной школы в документах 45
§ 1. Учреждение БМШ и руководство ее деятельностью 45
§ 2 Организация учебного процесса 58
§ 3 Концертная деятельность 65
§ 4 Деятели БМШ 75
§ 5 Финансовая деятельность 80
§ 6 Адреса и помещения БМШ 127
Глава III
Петербургская пресса о работе Бесплатной музыкальной школы 142
§ 1 Ц.А. Юои и В.В. Стасов о деятельности БМШ 143
§ 2 Петербургские журналисты о деятельности БМШ 192
Заключение 239
Список литературы 242
Газеты и журналы 259
Список основных сокращений 261
Указатель имен 262
Приложение I 274
Приложение II 320
Приложение III 325

ВВЕДЕНИЕ
Бесплатная музыкальная школа1 на протяжении своего более чем полувекового существования (1862-1917) сыграла очень важную роль в деле
музыкального просветительства в России. С ее деятельностью связана целая
„ 2 серия выдающихся концертов, выступлении крупнейших музыкантов ,
административная и педагогическая работа таких выдающихся
представителей • русской музыки, как Г.И. Ломакин, М.А. Балакирев,
H.A. Римский-Корсаков, С.М. Ляпунов и другие.
БМШ была первой и долгое время единственной общедоступной
музыкальной школой для взрослых, рассчитанной на значительное
количество учеников (300-400 человек в год). Ее цель состояла в
распространении музыкального образования. Для достижения означенной
цели всем желающим предоставлялась возможность бесплатно «без
отвлечения от их обычных занятий»3 обучаться светскому и духовному
хоровому пению, элементарной теории музыки и сольфеджио.
Первоначально планировалось ввести также обучение игре на музыкальных
инструментах, но из-за денежных затруднений этот замысел так и не
осуществился. Вместе с тем БМШ была не только учебной, но одновременно
и концертной организацией, причем участие в концертах становилось
важнейшим стимулом для учеников, и в то же время концерты являлись
финансовым источником для поддержания средств Школы, названием
которой регламентировалось обучение «без платы».
Как правило, БМШ давала 2-3 концерта в сезон. Направление
концертной деятельности Школы во многом менялось в зависимости от того,
кто стоял во главе ее. Первый директор, известный хоровой дирижер и
педагог Г.И. Ломакин целью БМШ считал развитие хорового русского пения
1 Далее также Школа, БМШ.
Назовем лишь некоторых из них: М.П. Мусоргский, Н.Г. Рубинштейн, Ф.И. Стравинский, С.О. Ментср, Л.Г. Ауэр, Ф.О. Лешетицкий, K.IO. Давыдов, O.A. Петров, И.А. Мельников, Ю.Ф. Платонова, В.М. Васильев, Е.А. Лавровская, A.A. Хвостова, Г.Г. Кросс, A.A. Герке, Ф.А. Канилле, И.Ф. Нейлисов, Н.И. Калинин, П.А. Шосгаковский и др.
3 Устав Бесплатной музыкальной школы. ОР РНБ. Ф. 41. № 476. - С. 1.
3
плата за.обучение - умеренная. Но умеренная плата - понятие относительное; для многих умеренная. - значит невозможная; кроме. того, несколько: стеснительно требование предварительного знания нот. Что же сказать о той музыкальной школе, в которой всякий может учиться петь - без всякой платы [подчеркнуто Кюи - М.К.] и без предварительного знания нот? Главные учредители и деятели этой Музыкальной бесплатной школы -Ломакин и Балакирев»13 [91, 9].
Таким образом, БМШ и консерватория, учрежденные почти одновременно,. оказались.. противопоставлены,, друг_, другу. Сторонники* Школы указывали на те стороны деятельности БМШ; которые, по их мнению, выгодно отличали Школу от консерватории. Это, прежде всего; • воспитание национальных самобытных музыкантов и доступность, всем; музыкального образования.
Появление Бесплатной музыкальной школы было подготовлено ходом1 исторических событий, , а. также кристаллизацией идеи бесплатного всесословного образования, нашедшей • свое отражение еще в «Уставе-, учебных заведений» 1804 г. К* 60-м гг. 19 в. общественным мнением была сформулирована необходимость образования широких народных масс, без. чего не могло быть «движения вперед». Кроме того, к этому времени в России уже «оформилась социальная потребность» в создании музыкальных учебных заведений, свидетельством чего, является разгоревшаяся жесткая полемика между сторонниками ш противниками консерваторского образования в России.. '
13 Впервые опубликовано [264,1864, 60]. Немногим ранее - в газете «Северная пчела» [266,1862, 124] была опубликована статья А.ГГ. Серова «Залоги истинного музыкального образования в Саню-Петербурге», в которой автор «обрушивается» на Рубинштейна, и организованную им консерваторию. Собственно «залоги истинного -музыкального образования» Серов находит в деятельности только что организованной Г.И. Ломакиным и М:А. Балакиревым Бесплатной музыкальной школы [168,168].
32
§ 2 Концертные организации и общества в Петербурге в 1 половине 19 века
С начала 19 в. концертная жизнь в Петербурге развивалась весьма интенсивно. Одним из значительных результатов этого развития и явилось учреждение Бесплатной музыкальной школы в 1862 г.
Как уже отмечалось, идея создания БМШ была подготовлена ходом
\
исторических событий 1 половины 19 в. Выделим, среди прочего, формирование понятия общедоступный концерт, ставшего впоследствии основой деятельности БМШ. Общедоступные концерты - это публичные концерты по доступной цене, посещать которые могли все слои населения.
Основные события концертной жизни Петербурга 1 половины 19 в. происходили, как правило, зимой и весной в течение 5 недель Великого Поста. Этот период официально считался концертным сезоном, так как на время Поста было запрещено устраивать театральные спектакли и представления, следовательно, концерты не могли составить конкуренцию Императорским театрам [203]. Концертная жизнь не ограничивалась только рамками концертного сезона. В эпоху Александра I, в частности, некоторые концерты давались также с октября по декабрь и в мае [203]. Однако именно в период Великого Поста в Петербург съезжались иностранные гастролеры, а также организовывали концерты отечественные музыканты и различные общества.
Многие из устраиваемых в то время концертов были доступны лишь узкому кругу слушателей. Выделим два основных аспекта, служивших значительным препятствием для посещения концертов широкими слоями публики: 1) малодоступность и 2) высокая входная плата. Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.
Петербургские концерты, проходившие в I половине 19 в., условно можно разделить на две группы: 1) закрытые концерты; 2) публичные (коммерческие) концерты.
33