Ви є тут

Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства

Автор: 
Болотов Юрий Валентинович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172531
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................2
Глава 1. Формирование исполнительских и педагогических основ фортепианной школы А. Н. Есиповой
1.1. Становление профессиональных пианистических качеств А. Н. Есиповой... 18
1.2. Специфические особенности концертной деятельности А. Н. Есиповой 28
1.3. Педагогическая деятельность А. Н. Есиповой в Петербургской консерватории.......................................................47
Глава 2. Методические принципы фортепианной педагогики А. Н. Есиповой
2.1. «Фортепианная школа А. Есиповой» в контексте методики обучения
игре на фортепиано рубежа XIX - XX веков............................66
2.2. Методика подготовительного этапа работы с учеником................73
2.3. Методика преодоления технических трудностей.......................83
2.4. Методика овладения художественными особенностями исполнения 100
Глава 3. Развитие педагогических и исполнительских традиций
фортепианной школы Л. Н. Есиповой............................111
3.1. Традиции есиповской школы в Петербургской консерватории..........113
3.2. О влиянии А. И. Есиповой на становление пианистического облика
М. Юдиной и С. Прокофьева..........................................124
3.3. Деятельность представителей фортепианной школы А. Н. Есиповой
в различных регионах Советского Союза и в зарубежных странах.......142
Заключение............................................................178
Список литературы.....................................................184
Введение
Актуальность темы. Анна Николаевна Есипова (31.01/12.02.1851, Петербург -05.08.1914, Петербург) вошла в историю как выдающийся деятель отечественного фортепианного искусства, поднятого ею после смерти А. Рубинштейна на новую высоту. Посвятив сорок пять лет (1868-1913) концертной эстраде, выступая как солистка, в ансамблях с известными инструменталистами, став одним из лидеров петербургского фортепианного исполнительского искусства, она способствовала утверждению музыкальной славы России.
Творческий облик и традиции А. Есиповой, связанные прежде всего с претворением в жизнь ее профессиональных устоев, долгое время не изучались. Ее личность не получила того общественно-исторического признания, которого заслуживала. Этому в значительной степени препятствовали идеологемы, господствовавшие в обществе, а равно и в науке, суть которых заключалась в приоритете всего послереволюционного, советского, а следовательно, прогрессивного. Исследователи отвергали или предвзято трактовали любые направления, не согласовывавшиеся с главенствовавшими установками того временного периода. Деятельность же А. Есиповой, как концертная, так и педагогическая, протекавшая в дореволюционное время (до 1914 года), не могла быть достоянием советской эпохи. Кроме того, большинство наиболее заметных есиповских выпускников не приняли Октябрьскую революцию и эмигрировали за рубеж, продолжив со значительным успехом развитие традиций А. Есиповой в фортепианном искусстве.
После смерти А. Есиповой в кругах русской интеллигенции родилась идея организации Международного пианистического конкурса имени
2
Глава 1. Формирование исполнительских и педагогических основ фортепианной школы
А. Н. Есиповой
1.1. Становление профессиональных пианистических качеств
А. Н. Есиповой
Современник А. Есиповой, известный музыковед и деятель Петербургской-Ленинірадской консерватории А. Оссовский полагал, что «биография Есиповой никаких чрезвычайных событий не представляет, внешне разительных черт в ней нет и романа на ее фактах никак не построить. Весь смысл бытия для Есиповой заключался в одном только искусстве — в неустанном, воодушевленном служении ему до последнего дня ее жизни» (144, 353). Так внешним образом представлялась жизнь великой артистки и педагога. В действительности же на основе одних только фактов ее учебы в консерватории может быть написан роман в духе Ф. Достоевского или
Ч. Диккенса.
Воспитывалась А. Есипова в семье бедного петербургского чиновника Николая Ивановича Есипова и его жены Екатерины Алексеевны. В семье было три девочки и мальчик. Анна, или - как ее называли на французский лад -Аннет, рано проявила музыкальную одаренность, феноменальный слух, певческий голос, исключительную музыкальную память: легко подбирала на рояле и играла все, что слышала, пела русские и цьп-анские романсы, самостоятельно выучилась игре на скрипке, гитаре, балалайке, прекрасно
18
читала с листа. Занятия музыкой не носили систематического характера, жизнь была свободной и беззаботной. Отец хотел видеть дочь певицей. Слабый, больной, маленький чиновник, тем не менее, добился через Русское Музыкальное общество (РМО) оплаты обучения дочери в консерватории. Финансирование взял на себя меценат - банкир И. Утин, который, впрочем, платил нерегулярно, осложняя и без того тягостную жизнь будущей знаменитости.
Тринадцатилетнюю Аннет приняли в класс фортепиано. Детство кончилось, началась суровая жизнь в условиях полной незащищенности, когда, кроме собственных детских сил, другой опоры не было. Униженные просьбы отца наносили гордости дочери неизгладимые травмы, угнетали материальная зависимость, сословные предрассудки: не случайно А. Есипова всю жизнь старалась скрыть свое «низкое» происхождение, впоследствии не поддерживала тесных отношений с родственниками. Видимо, отсюда брали начало некоторые черты ее характера: с сокурсниками вела себя заносчиво, несдержанно, была щедра на насмешки в их адрес; так из последних детских сил она защищалась не от товарищей, а от врагов - обидчиков, попрекавших ее за бедность, зависимое положение: «Дети в школе - народ безжалостный» (33, 241).
В течение первого года А. Есипова занималась у А. Виллуана - педагога братьев Рубинштейнов, умевшего объяснить принципы постановки рук и дать общую методическую базу, затем у К. Фан-Арка и, наконец, попала в класс «беспощадного» Ф. Лешетицкого. Он был строг и несдержан, позволял себе бросать ноты в лицо ученицы. Но А. Есипова уже тогда могла защитить себя. А. Рубинштейн, дирижировавший концертами РМО, предсказывал девочке карьеру певицы, но Ф. Лешетицкий не находил в ее голосе того обаяния, которое необходимо концертирующей вокалистке. «Художником же второго плана в будущем, - говорил он, - я эту маленькую ведьму уже тогда не хотел
19