Оглавление
Введение 2
Глава I. Рукописи музыкальных сочинений С. В. Рахманинова 28
§ 1. «Итальянская полька» 31
§ 2. «Романс» для фортепиано в шесть рук 45
§ 3. Отрывок неизвестного произведения для фортепиано 51
§ 4. Первая симфония 53
§ 5. Кантата «Весна» 77
Глава II. Письма и документы С. В. Рахманинова 88
§ 1. Обзор документов 89
§ 2. Неизвестные документы Рахманинова 104
§2.1. Письма и телеграммы 104
§ 2.2. Дарственные автографы 151
Глава III. Материалы к биографии С. В. Рахманинова 160
§ 1. С. В. Рахманинов — ученик Петербургской консерватории 160
§ 2. К «музыкальной родословной» С. В, Рахманинова: композитор Аркадий Александрович Рахманинов (1808-1881) 172
Заключение 207
Приложение. Указатель автографов С. В. Рахманинова в хранилищах Петербурга 212
Список архивно-рукописных источников 220
Список использованной литературы 228
Список иллюстраций 255
Список сокращений 258
Введение
В истории русской музыки рубежа Х1Х-ХХ веков Сергею Васильевичу Рахманинову (1873-1943) принадлежит особое место. Гениальный композитор, выдающийся пианист и дирижер, Рахманинов исключительно ярко проявил себя в каждой из этих сторон творчества. Его симфонические, оперные, фортепианные, вокальные опусы неизменно привлекают исполнителей, слушателей, исследователей. Записи выступлений Рахманинова и отзывы современников — яркое свидетельство высочайшего уровня фортепианного исполнительства. Восторженные заметки в печати, посвященные дирижерской деятельности, свидетельствуют о требовательном и вдумчивом отношении к избранному произведению. Музыка Рахманинова получила признание не только на родине, но и за рубежом, утвердив позиции русского искусства на мировом уровне.
Литература о Рахманинове огромна. Широкое освещение творческой деятельности Рахманинова и исполнения его сочинений началось в периодических изданиях в 1890-х годах, еще до появления первых монографических работ1. Биографические очерки о нем стали публиковаться уже с начала 1900-х годов, в том числе в справочных изданиях2. В следующее десятилетие его имя все чаще появляется в различного вида публикациях. В 1909-1910-х годах в «Русской музыкальной газете» был напечатан первый
л
опыт характеристики творческой биографии Рахманинова ; в 1912 году его
1 См., в частности: Каткий Н. Д. Алско // Московские ведомости. 1893. Ха 116. 29 апреля.
С. 4; Кашкип Н Д. Театр и музыка И Русские ведомости. 1893. Ха 121. 5 мая. С. 2; Якове А. Второй концерт Терезины Туа с участием С. В. Рахманинова // Рижский вестник. 1895. Ха 270. 7 декабря. С. 3, и др.
2 См.: Римап Г. Музыкальный словарь / Пер. и доп. под ред. 10. Энгеля. М., 1901. С. 1084; Биографии композиторов с IV но XX век с портретами / Ред. А. Ильинский. М., 1904. С. 699-700; Л. Современные музыкальные деятели. С. В. Рахманинов // РМГ. 1905. Ха 1. Стлб. 1-6.
3 Прокофьев Г Певец интимных настроений (С. В. Рахманинов) // РМГ. 1909. Ха 48. Стлб. 1133-1137; Ха 49. Стлб. 1162-1167; Ха 50. Стлб. 1197-1200; Ха 51-52. Стлб. 1230-1233; 1910. Ха 2. Стлб. 36-43; Ха 6. Стлб. 161-165; Ха 7. Стлб. 193-196; Ха 26-27. Стлб. 588-593;
одном из прем верных спектаклей «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Мариинском театре, а в феврале 1912 года уже сам дирижировал этой оперой в том же зале. С Петербургом связано пятикратное получение С. В. Рахманиновым Глинкинских премий (в 1904-1917 годах), учрежденных М. П. Беляевым в 1884 году. Здесь располагалась Главная дирекция ИРМО, куда Рахманинов приезжал на заседания, когда исполнял обязанности помощника председателя по музыкальной части в 1910-1912 годах. На страницах петербургских газет и журналов нашла отражение композиторская, дирижерская, исполнительская деятельность Рахманинова.
Многие петербургские адреса связаны с именем композитора. В этом городе жили родственники Рахманинова и близкие ему люди, с которыми он поддерживал тесную связь и не прервал общения даже во время эмиграции. Долгое время здесь жили его мать, Любовь Петровна Рахманинова; двоюродные братья — А. И. Зилоти и А. Г. Прибытков, у которых Рахманинов останавливался во время приездов. Наконец, именно из Петербурга 23 декабря 1917 года с Финляндского вокзала композитор с семьей уехал из России, — как оказалось впоследствии, навсегда.
Но документы «петербургского архива» отражают события жизни Рахманинова, связанные не только с этим городом. И географические, и хронологические рамки его намного шире, круг лиц и событий, отраженных в них, значителен. Документы охватывают период с 1882 по 1942 год, а их география охватывает Санкт-Петербург, Москву, Ивановку, Париж, Ныо-Йорк. Среди адресатов, письма к которым находятся в Петербурге — композиторы (II. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунов), официальные лица и организации (Е. Г. Саксен-Альтенбургская, В. Э. Направник, Н. В. Арцыбушев, дирекция ИРМО, Совет русского музыкального фонда), родственники (Л. П. Рахманинова, А. И. Зилоти, 3. Н.,
3. А. и А. Г. Прибытковы) и другие лица.
24
Как показало исследование, в Санкт-Петербурге сохранились практически все типы документов — нотные автографы, письма, рукописные копии музыкальных и эпистолярных текстов, дарственные надписи, телеграммы, воспоминания, изобразительные материалы, а также прижизненные издания, программы концертов, деловые документы.
Основное внимание в настоящей работе уделено автографам Рахманинова, их выявлению, описанию и изучению. Только благодаря этим документам (нотным рукописям, письмам, дарственным надписям и другим) становится возможным узнать творческие и биографические факты, подтвержденные рукой самого композитора. К подлинным эпистолярным текстам Рахманинова мы относим и телеграммы. Эти материалы удалось выявить в следующих хранилищах Санкт-Петербурга:
1. Российская национальная библиотека (в двух отделах);
2. Российский институт истории искусств;
3. Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской государственной консерватории им. ГГ. А. Римского-Корсакова;
4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга;
5. Российский государственный исторический архив;
6. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук;
7. Государственный Русский музей;
8. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (в двух отделах).
Рукописные и машинописные копии текстов Рахманинова, издания с пометами выявлены в Оркестровой библиотеке Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Центральной музыкальной библиотеке Мариинского театра, Российском институте истории искусств, Российском государственном историческом архиве,
25
- Київ+380960830922