Ви є тут

Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера

Автор: 
Гринес Ольга Вячеславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172788
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ч
л
Оглавление
Введение............................................................ 3
Глава I. К вопросу об определении жанра фортепианного
ансамбля........................................................... 12
§ 1. Эволюция жанра фортепианного ансамбля......................... 12
§2. Фортепианный ансамбль в цикле специальных дисциплин
музыкального вуза.................................................. 46
Глава II. Двухрояльные произведения в контексте фортепианного
творчества Метнера и Стравинского.................................. 63
§1. Биографические и личностные параллели в судьбах Метнера
* ' и Стравинского................................................... 63
§2. На пересечении стилевых констант творчества Метнера и
Стравинского....................................................... 78
§3. Исполнительский анализ произведений для двух фортепиано
Метнера и Стравинского............................................. 92
Заключение........................................................ 131
Список литературы................................................. 137
Приложение........................................................ 142
Ф
Ф
2
Введение
Фортепианный ансамбль на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных видов камерного музицирования. Этот вид включает в себя ряд понятий: фортепианный дуэт, двухрояльный и
многоклавирный ансамбль, которые классифицируются как жанр в соответствии с современной теорией музыкальных жанров Л.Мазсля, В.Цуккермана, А.Сохора, О.Соколова. В соответствии с этим фортепианный ансамбль также правомерно называть жанром. Рост популярности жанра фортепианного ансамбля во всём мире за последние два десятилетия объясняется рядом причин.
• Традиция объединения известных солистов в фортепианный ансамбль с каждым годом только крепнет. Это объясняется востребованностью подобного рода дуэтов у «простых» слушателей-любителей, поэтому совместное публичное выступление ведущих пианистов-солистов, стало нормой для концертных программ. Появились специальные филармонические абонементы, в которых дуэтом играют именно солисты: Петров - Гиндин, Руденко -Луганский, Любимов - Соколов, Аргерич - Плетнёв, Акс -Бронфман и многие другие.
• Большое количество профессионально подготовленных пианистов-исполнителей обусловило появление постоянных и специализированных составов фортепианного ансамбля. В понятие специализации включается не только игра на одном или на двух инструментах, но и тяготение к определённому типу произведений и их соответствующей подачей. Появилась даже возможность деления фортепианных ансамблей на «амплуа». Например, образцом инструментального театра с хепенингом и эксцентрикой является
3
«piano duo» - константный многоклавирный (двухрояльный) ансамбль. Все остальные модификации фортепианного ансамбля станем именовать неконстантными (релятивными). И пока не введено уточняющих определений будем употреблять для них общий термин - ансамбль - с указанием количества исполнителей, рук и инструментов.
Прежде чем перейти к условной периодизации развития фортепианного ансамбля представляется необходимым охарактеризовать основные формы бытования жанра: домашнее музицирование,
концертное исполнительство и музыкальная педагогика. Сразу отметим, что в разные периоды развития жанра функции их применения были различны.
Во-первых, до становления концертно-симфонической культуры грань между домашним музицированием и концертным исполнительством была достаточно условной. Поэтому домашнее музицирование предполагало изначально все функции применения жанра: и
развлекательную, и просветительскую, и педагогическую, коммуникативную.
Во-вторых, по мере того как просветительская и развлекательная функции теряли свою актуальность, уходила в прошлое сама традиция домашнего музицирования. В настоящее время, востребованными остались педагогическая и коммуникативная функция жанра. Таким образом, первая связана с бурно развивающейся музыкальной педагогикой, вторая с профессиональной концертной деятельностью. Однако важно понимать, что опосредованно просветительская и развлекательная функции жанра используются теперь в образовательном процессе. Так, если раньше развлекательная функция сделала фортепианный ансамбль невероятно популярным у всех слоев населения, то теперь эта специфическая черта жанра позволяет привлекать и заинтересовывать начинающих пианистов. Романсы, обработки народных песен, танцы в 3-4 руки, которые, как правило, отличаются простотой и доступностью текста и доставляют
удовольствие, как слушателям, так и исполнителям. Не случайно на заре становления жанра очень популярны были ноты танцев, где мелодия излагалась в партии у одного пианиста, а аккомпанемент (бас - левой, аккорд - правой рукой) у другого.
Фортепиано, по всеобщему признанию, инструмент, на котором «просто научиться играть». По сравнению со струнными и духовыми инструментами процесс звукоизвлечения на клавишных инструментах элементарен. «Конструкция клавиатуры - одно из гениальных по своей простоте и рациональности достижений человеческой мысли»28. Легко понять, почему итальянцы называли в XVI веке клавишные инструменты совершенными. Разумеется, речь не идёт о высокохудожественном пианизме. Тем более, интересно играть на одном инструменте вдвоём, когда партии очень просты, а из под рук выходит достаточно объёмное, радующее слух звучание. В чём и заключается неизменная притягательность жанра для музыкальной педагогики.
Педагогической функции фортепианного ансамбля всегда уделялось особое внимание, и по сей день она остаётся востребованной на всех уровнях образования. Ничто не радует начинающего исполнителя больше, чем ощущение сотворчества в процессе создания звучащей материи. Неравные по степени сложности партии в три руки (учитель-ученик) или одинаковые и относительно простые партии в четыре руки на одном и двух инструментах были призваны приобщить начинающих исполнителя к музыке, давая возможность почувствовать полноту звучания инструмента. С первых шагов юный пианист постигает всю красоту и богатство тембров рояля, благодаря игре в дуэте. Многие композиторы с удовольствием писали специально для детей, эта традиция дошла и до наших дней29.
Что же касается просветительской функции жанра, то в настоящее время она применяется уже в вузовской педагогике. Безусловно, знание музыкальной литературы, добытое непосредственным исполнением,
“Копчевский Н. Клавирная музыка. М.1986. С. 5.
^См. Приложение 1 в исследовании Сорокиной Е. Фортепианный дуэт. М.С. 1988. С. 314.