Ви є тут

Стиль модерн и творчество русских композиторов начала ХХ века

Автор: 
Михайленко Лариса Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1997
Артикул:
1000183138
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ.
4 ВВЕДЕНИЕ...............................................................3
ГЛАВА I, МОДЕРН НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА..................................22
1.1 Общая характеристика композиторов русской школы....22
1.2 Опера Римского-Корсакова "Кашей Бессмертный" в
русле эстетики нового стиля.........................46
^ 1.3 Музыкально-эстетические мотивы модерна в опере
И.Стравинского "Соловей"............................6]
ГЛАВА 2. КОМПОЗИТОР Н.ЧЕРЕПНИМ..................................77
2.1 Балет "Нарцисс".....................................77
2.2 Вокальный цикл "Фейные сказки"......................89
2.3 Фортепианный цикл "Четырнадцать эскизов к
"Русской азбуке в картинках" А;Бенуа"...............106
ГЛАВА 3. Л.СКРЯБИН И СТИЛЬ МОДЕРН..........'................,..424
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................144
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................152
*
ВВЕДЕНИЕ.
"И всюду лапе стрел бесстыдный стиль модерн.,."
В.Брюсов.
Около ста лет тому назад в книге регистрации рождении художественных стилей было зафиксировано появление на свет странного, изощренного, загадочного стиля модерн. Столь же странной оказалась его " жизнь после жизни". Со времён ухода с исторической арены "Новый стиль" успел пройти по кругам Да шов а ада: был гоним, закидан камнями, презрен, предан забвению и ... наконец, "пострадавший " испытал второе, третье, четвёртое, N ос рождение.
На исходе двадцатого столетия констатируем: вдохновенный наследник красоты, притягательный стиль модерн стал Меккой для многих исследователей. И всё чаще в писаниях о Ренессансном периоде русской культуры в графе "художественная фамилия"( того или иного ваятеля красоты ) значится - "стиль модерн"
"Ар Ну во" 'Новый стиль" "стиль Либерти" "стиль Сецессион" 'Юге/ід сошли " и, наконец, модерн - все ото национальные обозначения одного и того же явления, возникшего на рубеже XIX - XX веков п объединившего художников разных взглядов, творческих манер, устремлений. "Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга".1
1 Крейд В. Встречи с серебряным веком. - В кн.: Воспоминания о серебря-
высказанная критиком K.M. но отношению к французской музыке, применительна и в нашем случае.1
В программной книге "Поэзия как волшебство" К.Бальмонт размышляет над ассоциативностью, "знаковостью", звуковой и образной семантикой согласных, и гласных, вызывая у нас аллюзии с эффектом "цветного слуха" у музыкантов. Стихи Бальмонта обладают свойством напевности, музыкальности, что проявляется через их интонацию, ритм, размер.
Музыкальные полотна Борисова-Мусатова и его высказывания демонстрируют приверженность к принципу уподоблений ("Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи^...) Во фресках этот лейтмотив должен соответствовать линии. Бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов".2
Мало того, что Чюрлёнис сам писал музыку, его живописные композиции подчиняются музыкальной логике.
Известно, что Врубель, работая над "Богатырём", "Паном", "Царсяной-Лебедь" вдохновлялся "музыкальной живописью", как называл свои творения сам автор. Римского-Корсакова. Декоративность ткани того и другого обнаруживает сходство. Характерно, что Б.Асафьев, анализируя "Царевну-Лебедь", отмечает в ней "музыкально-гармоническое сочетание красок заката, птичьего оперения и водной поверхности".3
Чем же можно измерить стиль модерн ( вообще и в музыке в частности)? Отдельные элементы, образующие стиль, встречались и в другие века. Но здесь, помещённые в особую духовную ауру, они получают
' Музыка, 1910,N18,0.407.
2 Цит. по кн.: Русакова А. В.З.Борисов-Мусатов. Л.-М., 1966,с.9э.
3 Асафьев Б.В.(И.Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. Л.-М.,1966,с.207.
иное освещение, начинают иначе "звучать", приобретают "код" современности. Модерн - это система "говорящих" форм ( ліпшії, красок, ритмов).
Нерв модерна - декор, орнамент. В понятие "орнамента" входит и орнаментализацня линии и фактурная, а также ритмическая организация формы. В основе орнамента лежит принцип симметрии - ритмического, периодичного повторения элементов ткани. Этот принцип, многократно варьируясь, проявляется в системе модерна по-разному, являясь игрой в отражения. В то же время, формой модерна управляла п асимметрия. Одно из ее проявлений - нарушение равновесия музыкальной ткани, выдвижение на первый план тех пли иных элементов. "Асимметрия всегда индивидуальна, каждый раз она осуществляется по-новому. - так укрепляется идея неповторимости формы музыкального произведения, и с этой стороны подобной живому организму". - пишет С.Савенко.1
Составляющая орнамента -линия, изощренная, витиеватая и выпрямленная, плавная. Свою линию модерн находит, обращаясь к "живой-неживой" природе и эпохам, культивирующим силуэт.
У.Хогарт в книге "Анализ красоты" самой совершенной находит волнообразную линию, которую "можно обнаружить в цветах и /Других служащих украшением формах". Она связана в восприятии Хогарта со стилем рококо. "Прямые линии, - отмечает автор, - отличаются друг от друта только длиной и поэтому наименее декоративны. Изогнутые линии, в связи с тем. что могут отличаться друг от друга степенью своей изогнутости, так же. как и длиной, на этом основании приобретают декоративность".2 Рокайльный орнамент внутренне близок капризной,
1 Савенко С. Указ. ст., с.11.
2 Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987x.13В.