Ви є тут

Современная регентская практика: хормейстерский аспект

Автор: 
Карпов Юрий Семенович
Тип роботи: 
хормейстерский аспект
Рік: 
2006
Артикул:
172714
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Регент и церковный хор...................................15
1.1. Регент церковного хора: определение, функции, статус. Регент
в системе духовного просвещения.............................15
Регент: к определению понятий............................15
Функции регента..........................................22
Статус регента...........................................27
Регентское образование....................................34
Регент в системе духовного просвещения...................46
1.2. Современный церковный хор. Особенности формирования
и функционирования..........................................60
Церковный хор: типология...............................60
Особенности формирования...............................67
Особенности функционирования...........................78
Глава 2 . Церковно-певческий репертуар. Принципы формировании, специфика интерпретации...........................................91
2.1. Церковно-певческий репертуар........................... .....91
Общая характеристика .................................91
Эклектизм репертуара...................................102
Принципы подбора репертуара............................115
2.2. Специфика интерпретации песнопений.........................125
Темп и ритм богослужения...............................126
Тональный план богослужения............................132
Исполнение в условиях обряда...........................143
Заключение........................................................165
Библиография......................................................174
Введение
Современная церковно-певческая практика представляет собой весьма значительную область хорового исполнительства. За последние двадцать лет, в русле «духовного ренессанса», обращения к нравственным ценностям традиционных религий, в стране была возобновлена активная богослужебная деятельность Русской православной церкви (РПЦ) - открыты сотни храмов, созданы различные по составу и профессиональному уровню церковные хоры. Многие специалисты-хормейстеры разного уровня образования обратились к профессии церковного дирижера - регента.
Специфичность этой отрасли хормейстерской деятельности не подлежит сомнению. Принципы формирования и функционирования церковного хора, его репертуар, сама коммуникативная ситуация, возникающая в условиях «храмового действа», существенно отличаются от условий бытования других типов хоров - академических или народных, концертных, учебных или самодеятельных. Это вносит значительные коррективы в технологию хормейстерской работы, разработанную ч* «светским» хоровым дирижированием. При этом церковно-певческая практика продолжает оставаться одной из наиболее доступных форм хорового исполнительства - ведь посещение службы не связано ни с финансовыми -затратами, ни с настраиванием на особую «атмосферу высокого искусства», необходимым для посещения концертного зала. Таким образом, в сферу хоровой музыки вовлекается широкий круг населения, становящийся не только соучастником ритуала, но и слушателем хоровой музыки. Все это позволяет выделить церковно-певческую практику как особый феномен, существующий в контексте хоровой культуры и занимающий определенное место в жизни общества.
Обстоятельное изучение этой области важно по ряду причин, первая из которых - необходимость создания цельного представления о современной хоровой культуре, как сложной, комплексной, но единой системе. Особенно
18
государственных преобразований. Он закрепляется, применяясь поначалу параллельно с другими терминами, но постепенно заменяя их. Так, в распоряжении 1738 года об открытии певческой школы в г. Глухове, указывалось: «...содержать всегда в той школе до двадцати человек ... которых оному реенту обучать киевского також и партесного пения» (цит. по: Финдейзен, 1928, с. 28; выделено мною.
Закрепление термина иностранного происхождения в достаточно закрытой системе РПЦ не случайно. Это было отражением тех процессов, которые происходили в тот период в жизни всего русского общества. Санкт-Петербург, новая столица государства, стал центром новой культуры. Идеализация Западной Европы стала важнейшим мировоззренческим аспектом нового времени: «Идеал был вынесен в "чужое", европейское пространство, которое стало рассматриваться не как реальная политикогеографическая зона, а в качестве идеального эталона "правильной жизни"» (2Лотма Н • 1974, с. 275).
Внедрение элементов западной культуры было активным и в сфере церковного искусства. Влияние эстетики барокко испытала и архитектура, и живопись - внешний вид православных храмов и внутренне убранство стали более прихотливыми, иконопись приобрела черты западноевропейской портретной живописи10.
Значительные изменения произошли и в сфере духовного образования. В Петербурге, в Карповской школе, а затем и в семинарии при Александро-Невском монастыре будущим служителям церкви, помимо всего прочего, давались уроки игры на музыкальных инструментах, что было невозможным в условиях прежнего мировоззрения11. В этой ситуации утверждение в
10 Показательным в этом отношении может служить Петропавловский собор г. Казани, построенный в 1722-1726 гг. в стиле "нарышкинского барокко", с большим количеством декоративной лепнины и причудливой, устремленной ввысь центральной частью (см. Путеводитель. 2005, с. 25).
11 Здесь стоит вспомнить об отношении церкви к инструментальной музыке: «Вот какие дела злые и скверные, которых святой Христос велит избегать: ... бесовские песни, пляски, бубны, сопели, гусли, лишали, непристойные игры, русалии» (шгт. по: Музыкальная эстетика, 1973, с. 50). Инструментальная музыка воспринималась как средство вовлечения человека в сферу «игры», сферу стихийного, демонического начала.
ортодоксальной церкви термина западного происхождения представляется вполне естественным и закономерным.
Должность регента первоначально появилась в Придворной певческой капелле: «...регентами называли ее опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства» (А/Э, 1978, с. 579, ст. 1). Во второй половине XVIII века эта должность появляется в Александро-Невском монастыре и отделяется от должности уставщика. Причиной такого разделения становится выделение «певческой музыки» в качестве самостоятельного явления, требующего специальных знаний и навыков. Процессы секуляризации, произошедшие в церкви, сильно изменили соотношение различных элементов богослужения. Элементы церковной традиции стали неотъемлемой частью государственных торжеств (см. Чудинова, 1994 6, с. 23-37). Церковное пение «...перестало быть одной из форм самого богослужения, а становилось ветвью музыкального певческого искусства, вносимого в храм для украшения богослужения» (Гарднер, 1998, т.2, с. 125; выделено автором. - /О. К.). Регент - уже не просто сослужитель, но музыкант новой, европейской формации, для которого создание музыкального плана службы - это прежде всего исполнение профессиональных обязанностей.
Функция уставщика с этого времени ограничивается контролем за соблюдением Устава. К концу века должность становится символической и часто дастся певчим за выслугу лет, в качестве придворного чина.
Термин «регент» в этот период окончательно входит в разговорный обиход для обозначения руководителя церковного хора12. К середине XIX века, с учреждением систематического регентского образования, в регентской специальности обозначилась более сложная дифференциация. В 1847 году Синодом, по представлению директора Придворной певческой капеллы (далее - Капеллы) А. Ф. Львова, был издан указ об учреждении
12 Отмстим, однако, что в монастырях - но определению закрытых центрах православной жизни - термин «регент» закрепился намного позже: «...головщик в монастырских хорах в середине XIX века стал называться регентом» (Гарднер, 1998. т. 2. с. 586).