Ви є тут

Русское альтовое искусство XVIII - начала XX века : Инструмент, сфера применения, композиторское творчество

Автор: 
Горбунов Валерий Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275126
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава I
СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ
§ 1. Строение и акустические свойства....................13
§ 2. Приемы игры.........................................33
Глава II
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
АЛЬТОВОГО ИСКУССТВА
§ 1. Народные истоки славянской смычковой культуры.......52
§ 2. От любительства к профессионализму
(альт в оркестровом и квартетном музицировании)......60
§ 3. Образование и педагогика............................74
Глава III
АЛЬТ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ § 1. Оркестровая музыка
(симфонические жанры, музыкальный театр).............82
§ 2. Смычковый квартет...................................91
§ 3. Сольный репертуар..................................103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................117
Приложение (нотные примеры)...................................125
Библиографический список.......................................156
ВВЕДЕНИЕ
Альт прошел долгий и без преувеличения тернистый путь развития - с точки зрения и его конструкции, и использования в исполнительском искусстве, и внимания к нему композиторов. Разумеется, непросто формировались и другие инструменты. Но, вероятно, нет среди них второго такого, чья судьба сложилась так драматично, настолько изобилует чередованием взлетов и падений, недоразумениями и несправедливостями. Как и многие другие его собратья по симфоническому оркестру, альт в XX столетии приобрел статус сольного концертного инструмента, но и в этом плане ему пришлось долго преодолевать стойкое предубеждение в среде исполнителей, композиторов, слушателей.
В сознании многих, даже консерваторских студентов-альтистов, этот инструмент до недавнего времени воспринимался как «большая скрипка», то есть «скрипка второго сорта», а сами альтисты - исключительно как нссосто-явшиеся скрипачи. Ситуация стала меняться только в последние десятилетия под воздействием того революционного переворота, который совершили видные исполнители и композиторы. «Раньше я шутил, а теперь серьезно могу сказать начинающему скрипачу: будешь хорошо играть, сможешь перейти на альт» [187, 62]. В этом высказывании Ю. Башмета ныне слышится не
только остроумный смысловой перевертыш, но и отражение важных реалий
\
современной музыкальной культуры. Колоссальные успехи альтового искусства недавнего прошлого и наших дней побуждают внимательнее присмотреться к его истории, попытаться понять, с одной стороны, что тормозило его подъем, с другой - что послужило предпосылками такого подъема.
Альт считают родоначальником всего струнно-смычкового семейства. Во второй половине XVI века он первым - из закрепившихся в художественной практике струнных инструментов - вошел в состав оркестра (такова точка зрения авторитетных зарубежных и российских инструмситоведов [132,
3
альты значительно отличаются от современных. Прежде всего, их шейки более коротки, отклонение грифа от деки также меньше, а подставка не только ниже, но имела еще и избыточную толщину как в нижней, так и в верхней своей части. Такая конструкция подставки в значительной степени «засурди-нивала» общее звучание инструмента, а недостаточная нагрузка на корпус (вследствие низкого положения грифа и низкой подставки) давала ограниченную возможность для извлечения сильного звука и варьирования динамических контрастов. Поэтому со временем шейка удлинялась, гриф приобрел более высокую посадку, подставка делалась тоньше и выше (у современных альтов внизу - 5, вверху - 2 мм); для придания звуку большей интенсивности строй инструмента повышался; тем самым, напряжение струн усиливалось.
Однако альт, построенный как пропорционально точное подобие скрипки, будет очень большим (длина корпуса 525 мм). Если бы можно было допустить альт такой величины, он обладал бы великолепным звуком настоящего тембра контральто. К сожалению, по физическим возможностям исполнителей это неосуществимо. Поэтому мастера стали изыскивать комбинации, по сути своей противоречащие акустическим законам.
Теоретически возможно добиться хороших темброво-звуковых результатов, если применить настройку дек квинтой ниже скрипичных при нормальном (вернее, принятом) размере альта. Но при этом деки получатся настолько тонкими, а сам корпус настолько хрупким, что использовать в игре такой инструмент будет нельзя. Поэтому мастера с давних времен шли на компромисс: строили, в сущности, большую скрипку с альтовым тембром. При этом для удобства игры деки делали с более плоскими, нежели у скрипки, сводами, а настройку дек понижали по отношению к скрипке примерно на целый тон. Такие альты дают хороший звуковой результат, но являются в конструктивном отношении неполноценными из-за своих малых размеров. По звуковым качествам все преимущества на стороне альтов большого размера, так как только такие инструменты построены акустически правильно.
15
Описанный компромисс внес, прежде всего, разнобой в бытующие размеры инструмента. До недавнего времени существовало порядка пяти-семи разновидностей - от миниатюрных (375 мм) до огромных (480 мм) [132, б]. В 1960 году в итальянском городе Асколи-Пичеио на референдуме, посвященному альту, был установлен мировой эталонный размер альта - 420 мм. Однако на практике некоторая часть музыкантов играет на инструментах, чьи размеры отклоняются как в ту, так и в другую стороны. В частности, в Советском Союзе в увлечении слишком большими альтами сказалось влияние
В. В. Борисовского, который замечательно владел альтом работы Гаспаро да Сало (470 мм) и не признавал инструменты маленького размера [199, 55-56].
Это свойство «разности размеров» дает возможность исполнителям-оркестрантам пользоваться той разновидностью альта, которая больше всего отвечает их физическим данным.
Основным и главным условием для всех струнных смычковых инструментов в их практическом применении, является напряженное состояние. Оно создается натяжением струн и действует на корпус инструмента в разных направлениях. Натяжение струн в точках крепления между верхним и нижним порожками сжимает деки в продольном направлении. Помимо этого, вследствие давления натянутых струн на подставку, создается давление на верхнюю деку, которое, в свою очередь, передается душкой на дно. Натяжению дна способствует та же душка, которая «продавливает» нижнюю деку (дно) вовне.
Описанное напряжение имеет постоянно изменяющуюся величину в результате постановки и снятия пальцев, изменяющих длину звучащих отрезков струны и разной силы возбуждения ее смычком (нажима смычка на -струну).
Наконец, воздействие напряжений на всю конструкцию приводит к тому, что корпус и деки альта пульсируют, расширяясь и сокращаясь по всем
16