Ви є тут

Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца

Автор: 
Голубева Евгения Борисовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
280
Артикул:
133840
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.................................................................3
Глава I. Творческий пор грет Бфрема Подгайца.............................13
Глава II. Концертное творчество Ефрема Подгайца
2.1 Концерты Е.Подгайца в контексте времени..............................38
2.2 «Именные концерты» Е.Подгайца........................................51
2.2.1 «Бахчиев-копцерт»..................................................54
2.2.2 «Липс-концерт».....................................................73
2.3 Тройной концерт......................................................87
2.3.1 К проблеме цикла концерта..........................................93
2.3.2 Тройной концерт: между полистилистикой и эклектикой..............100
Глава 111. Оперное творчество Ефрема Подгайца
3.1 Оперы Е.Подгайца. Традиции и современность..........................112
3.2 «Алиса в Зазеркалье»................................................134
3.3 «Повелитель мух»....................................................162
Вместо заключения.......................................................192
Нотные примеры..........................................................194
Приложение I. Путеводитель но концертам
Concerto Brevis.........................................................214
«Концерт-Ламбада»......................................................217
«Сарафап для Мишель»....................................................222
Рондо..................................................................226
Приложение II. Схемы сочинений..........................................237
Приложение П1. Список сочинений.........................................254
Список литературы.......................................................263
Введение
Противопоставление серьезной музыки - легкой, массовой - элитарной, «серьезной по содержанию» - «легкой для восприятия» (Д.Кабалевский) родилось не сегодня. Вероятно, и проблема "современной музыки" появилась на свет тогда, когда люди осознали, что они являются обладателями музыкального наследия прошлого. Когда настоящее превращается в прошедшее, оно становится понятнее, роднее, ближе. Восхищаясь Моцартом и Гайдном, современники Шуберта мало ценили этого композитора. Нам же сегодня трудно понять, как можно не любить его песни, вальсы, симфонии. А кто знает, бы ть может наши правнуки будут ставить нам в вину, что мы не заметили "шубертов" среди современных нам композиторов?..
С течением времени вопрос бытования и восприятия современной академической - «серьезной» - музыки не уходит, если не становится все более острым. Давно канули в Лету тс времена, когда музыканты исполняли произведения, созданные, за редким исключением, их современниками. Постепенно разрыв между музыкальным наследием и исполняемой музыкой становится все более зримым, грозя превратиться в зияющую пропасть. По словам Н.Арнонкура, «наша музыкальная жизнь - в катастрофическом состоянии: везде есть оперные театры, симфонические оркестры, концертные залы, предложений для публики предостаточно. Однако играем там музыку, которую не понимаем, ибо предназначалась она для людей совсем другой эпохи»1.
Рассуждая подобным образом, неизбежно приходишь к выводу: следует как-то ограничить обращение к классике, освобождая, тем самым, путь современной музыке к широкой аудитории. Вместе с тем, существует мнение, порой подкрепленное фактами, о труднодоступности для понимания именно современной музыки и, напротив, о почти что полном познании музыки классиков. Как любой вид искусства музыка всегда была связана со своей
1 Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. // ЬНр://\Улчлу.орсп1сх(лп.П|/ти5!с/1п1сгпгс1а110п/?1с1^ 1654. с. 15
27
«Missa Brevis» Б.Бриттсна. Думается, у Подгайца были свои причины для избрания такого состава.
Дело в том, что «Missa Veris» посвящена детскому хору «Весна». Непосредственным поводом для ее написания стала долгожданная установка органа в зале школы. К тому же, это совпало с некоторыми событиями личного характера в жизни самого композитора, подтолкнувшими его к созданию произведения на канонический текст.
Трагическая история связана с появлением «New York Mass». Весной 2001 года Подгайц впервые посетил Ныо-Йорк, где знаменитые башни-близнецы произвели па пего сильное впечатление. «Через некоторое время я получил заказ от руководителя Русского камерного хора Ныо-Йорка Николая Качанова на несколько хоровых миниатюр, но неожиданно для себя стал писать мессу на канонический текст, - рассказал Подгайц. - Ее черновой вариант был закончен за несколько дней до трагических событий. После взрывов я дал ей название «Нью-йоркская месса»» . Руководитель хора А.Пономарев, дирижировавший российской премьерой мессы в Большом зале консерватории, прошедшей ровно через год после ужасных событий, так охарактеризовал музыку сочинения: «Месса - далеко не детская музыка, она сложная, очень протестная по духу. (...) Эта музыка настолько выразительна и ясна, настолько наполнена смыслом, что дети чувствуют и прекрасно понимают, что они
38
поют» .
Другая история связана с появлением Симфонии №3 с программным названием «Будет ласковый дождь». После успешной премьеры кантаты «Как нарисовать птицу», композитору из Киева позвонил дирижер Р.Кофман и предложил устроить там авторский концерт Подгайца. После реставрации открывался костел с великолепным органом, поэтому условием проведения концерта стало написание сочинения с участием органа. «Я написал симфонию
37 И»гтсрмедиа Подгайц неожиданно для себя написал мсссу\\ http://news.mp3s.ru
38 Там же
28
для органа, голоса, струнных и ударных «Будет ласковый дождь» по названию рассказа Рэя Брэдбери. Там есть стихи Сары Тисдейл о том, что будет ласковый дождь, будет запах земли, трели соловьев, - но как бы после катастрофы, без человека, что у Брэдбери, однако, не воспринимается как нечто трагическое: все прекрасно,' по только нас нет... Симфония была исполнена в Киеве за несколько месяцев до Чернобыльской катастрофы когда на землю упал совсем не ласковый, а страшный дождь»39.
Подгайц уверен, что «мало написать музыку. Ее дальнейшая жизнь невозможна без достойного исполнения. Поэтому для композитора жизненно важно найти «своего» исполнителя»^. В этом смысле Подгайцу повезло: он сотрудничает с замечательными музыкантами. Партитуры композитора для инструментальных составов, с точки зрения метроритмического наполнения, оказываются в ряде случаев на порядок сложнее его вокальных сочинений. Это не всегда оказывается по силам и признанным виртуозам. Среди тех, кто мастерски справляется и с эмоциональным наполнением сочинения, и с технически сложными моментами, и со стилистическими игровыми сопоставлениями Подгайца можно назвать блистательный фортепианный дуэт Е.Сорокиной и А.Бахчиева, выдающегося фаготиста С.Попова, уникального баяниста Ф.Липса, пианистов М.Коллонтая, С.Липса, Т.Сергееву, саксофониста
А.Волкова, кларнетиста А.Дресслера, ударника В.Гришина, органистку Н. Корганову, клавесиниста Ф.Готлиба и других.
Знакомство композитора с А.Волковым началось в 1990 году, когда специально для него Подгайц сделал версию для альт-саксофона и фортепиано написанного ранее вокального цикла «Песни одиночества» на стихи Чон-Чхоля в переводе А.Жовтиса (ор.46, 1985г.). Сам А.Волков так описывает это сочинение: «Это очень красивая музыка. Мне кажется, она написана от души.
39 Подгайц Е. Я просто пишу музыку, чтобы ес слушали и чувстновали\\ Муз.жизнь. 1998 №6, с. 18
40 Дразнима А. Композитор Ростроповича пишет музыку для Казанского хораМирУАуту.тоКаМп