Ви є тут

Энрике Гранадос. Фортепианное наследие

Автор: 
Красотина Ирина Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
133695
179 грн
Додати в кошик

Вміст

и
Оглавление
Введение...............................................................................3
ГЛАВА I. Эпоха и композитор - жизненный и творческий путь Э. Гранадоса.
1. Новое музыкальное Возрождение в Испании и Каталонии. Эстетические воззрения
Э. Гранадоса и Ф. Педреля. Музыковедческие труды Ф. Педрсля....................14
2. Годы учения. Hirrepec к испанскому фольклору. Совершенствование в Парижской консерватории. Новые знакомства и первое признание. Эстетическая среда. Музыкально-стилистические влияния.........................................................42
3. Возвращение в Барселону. Общественная и исполнительская деятельность. Ранние камерные и симфонические произведения..........................................51
4. Творческая зрелость. Фортепианные транскрипции, вокальные сочинения, музыкальный театр. «Гойески»...................................................58
ГЛАВА П. Фортепианное наследие: стиль и жанры.
1. Ранние сочинения. Фортепианные миниатюры в контексте позднего романтизма (Марши, мазурки, «Испанские танцы»)............................................76
2. Формирование композиторского стиля и поиски национального своеобразия («Поэтические вальсы», «Концертное Аллегро», «Романтические сцены»)............87
3. Поздний период творчества - па пересечении традиций (транскрипции сонат Д. Скарлатти, «Гойески»).........................................................108
ГЛАВА III. Музыкально-педагогические воззрения Э. Гранадоса.
1. Академия имени Гранадоса Традиции каталонской фортепианной школы. Особенности исполнительского мастерства...................................................135
2. Педаюгичсскис труды Гранадоса: «Теоретические основы и практические навыки педализации», «Орнаментика», «Фортепиано», «Особенные трудности фортепианной техники», «Упражнения терциями», «Несколько кратких заключений об исполнении
легато».......................................................................161
Заключение...................................................................173
Список лит ературы............................................................177
Приложение
1.Полный список фортепианных сочинений.....................................181
2.Фрагмситы переводов педагогических трудов................................186
3. Integral para piano. DLR Catalogue. Описание............................192
ВВЕДЕНИЕ
3
Творчество Энрике Грападоса органично вписывается в контекст Нового музыкального Возрождения — интереснейшей эпохи в истории испанского музыкального искусства. Пережившая в XVI - XVII веках колоссальный подъем, испанская музыка к началу XIX столетия уступила свои позиции в европейской культуре и пребывала в состоянии затяжного кризиса. После длительного спада начинается пора духовного возрождения Испании, се «нового Золотого», или «Серебряного века»,1 ознаменованного высочайшими достижениями в музыке, литературе, поэзии, театре, живописи и архитектуре.
Как правило, определение Серебряный сек соотносят с «Поколением 98 года», или «поколением катастрофы» - группой деятелей испанской культуры, главным образом литераторов. Именно опи всесторонне, проблемно и противоречиво отразили в своём творчестве кризис Испании, связанный с трагическими результатами испано-американской войны 1898 г., в которой испанцы потеряли свои последние колонии - Кубу, 11уэрто-Рико и Филиппины. Наиболее яркюги представителями этого поколения были Мигель де Унамуно, Хуан Марагаль, Антонио Мачадо, Пио Бароха. Некоторые современные испанские исследователи используют термин Серебряный век шире, определяя датой начала этой исторической и культурной эпохи 1868 год, когда разразилась либеральная революция в Испании и пала династия Бурбонов. Например, известный профессор права Мадридского университета Мигель Мартинес Куадрадо распространяет эго понятие на более продолжительный период времени с 1868 но 1931 годы.2 Таким образом, временные границы Серебряного века приблизительно совпадают с эпохой Нового Возрождения или Ренасимьенто (Renacimiento), и речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре. И это не случайно. Большинство поэтов, писателей, учёных и художников Поколения 98 родилось в десятилетие между 1864 и 1874 годами - период, в который уже произошло изменение мировоззренческих и ценностных установок испанского общества, и начался поступательный ход возрождения.
В это время в Испании идея национальной идентичности становится центральной в духовных и художсствснно-эстетичсских поисках. В кругах художественной интеллигенции возникает острая полемика по вопросу о целесообразности европеизации
1 «полый Золотой век» («1а nucva cdad dc Ого») -так именовал новый этап в истории испанской культуры каталонский поэт Хуан Морагаль. Испанский историк Хосс Мария Хобер обозначил этот период, как «Серебряный век» («Edad dc Plata»).
2 Mainer J. La cdad dc plata (1902-1939). Catcdra, 1975. P. 13.
18
В эпоху Нового музыкального Возрождения небывалый подъём переживает испапскос музыкознание. Развитие музыкальной научной мысли было напрямую связано с возросшим интересом к историческое изучению национальной музыки. С начала XIX столетия в Испании выходят в свет крупные научпо-исслсдоватсльские труды, посвящённые жизни и творчеству выдающихся музыкантов, такие как «История мировой музыкальной литературы» Ж.Тешндора-и-Барссло, вторая часть которой называется «Истории испанской музыки», «Музыкальный словарь» и «Биографии всемирно известных музыкантов» Антонио Фаргаса-и-Солсра, «Биобиблиографический словарь испанских музыкантов» Балтазара Салдони.6 В 90-с годы издаются памятники классической испанской музыкальной литературы - собрания сочинений композиторов Золотого века Испании (XVI - XVII веков) Моралеса, Виктории, Эскобара, Герреро. Заслуга их публикации принадлежит Фелине Педрето. Благодаря его обширной научно-исследовательской деятельности, выходят в свет антологии испанской музыки, более полные издания испанских народных песен и танцев, содержащие подробнейшие научные комментарии и вводные статьи.
Фелипе Педрель (1841 -1922) является знаковой фигурой в развитии истории испанской музыки. Деятельность его была поистине многогранна: композитор, фольклорист, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик, член Королевской академии изящных искусств (1894), один из ведущих деятелей Нового испанского Возрождения, основатель нескольких музыкально-периодических изданий,7 профессор Мадридской консерватории (1895 - 1903), учениками которого были Альбенис, Гранадос, де Фалья, Герард.
Педрель по праву считается основоположником современного испанского и каталонского музыковедения. Благодаря его новому научному подходу, в Испании кардинальным образом изменился метод и приёмы исследования в области музыкознания. Сборники научных трудов его предшественников содержали преимущественно перечень дат, имён и понятий, которые говорили сами за себя. Историографическую концепцию Педреля характеризовало стремление к восстановлению текстов музыкальных произведший посредством критического анализа материала в культурном, историческом
6 Tcixidor i Barcclö J.Discurso sobrc la historia universal dc la müsica. Historia de la müsica espafiola (1804); Fargas I Soler. Diccionario de müsica (1852), Biografla de los musicos müs distinguidos de todos los palscs (1866); Fuertes Soriano M. Resefia histörica dc la Escolania dc la Virgcn dc Montserrat cn Cataluila desde 1456 hasta nuestros dias, (1856), Historia dc la müsica espaflola dcsde la venida de los fcnicios hasta el afio 1850 (1855-1859), Memoria sobre las sociedades coralcs en llspafia; Saldoni B. Diccionario biogrifico-bibliogrifico dc cfcnxSridcs dc musicos espanoles (1868-1881).
7 В том числе с 1888- 1896 был редактором журнала «Испано-Американское музыкальное просвещение» (“ilustracion musical Hispano-Americano”).
19
и эстетическом аспекте. Кроме того, в своей научно-исследовательской работе он руководствовался критерием, отвечающим эстетическому идеалу его эпохи, - категория прекрасного, возведёте в абсолют, толковалась как необходимая составляющая произведения искусства. Педрель утверждал, что «понимание красоты» зависит непосредственно от «эмоционального восприятия и хорошего вкуса». Подобный метод придал актуальность музыковедческим изысканиям в Испании и положил начало современному подходу к изучению музыки.8
Главные направления научной деятельности Педреля были связаны с исследованием в области духовной музыки и народной испанской песни.
Его представление о чистоте церковного пения сформировалось еще в раннем детстве, когда он, будучи хористом кафедрального собора города Тортосы, впервые соприкоснулся с прекрасными полифоническими произведениями итальянских и испанских композиторов XVI века. Детское впечатлепие от этой глубокой и выразительной музыки, в особенности, произведений Томаса Луиса де Виктории во многом повлияло на всю творческую жизнь Педреля. 9
Не удивительно, что ранние его произведения, пе считая непременных вальсов, мазурок и ноктюрнов, имели религиозную тематику. Несмотря на, казалось бы, очевидный пример для подражапия, Педрель сочиняет в угоду существующей моде. В его первых опусах проявились современные для того времени тенденции рслигиозпой музыки, которые, прежде всего, выражались в заимствовании элементов светского искусства, особенно итальянской оперы. Его гимны и хоры отличались излишне насыщенным оркестровым сопровождением, характерным для стиля испанского композитора Иллариона Эславы и других его современников, которых Педрель позже безжалостно критиковал.
По мнению выдающегося испанского музыковеда Хосе Лопеса Капо, длительное путешествие Педреля в Италию в 1876 г. в корне изменило его представление о сущности религиозной музыки. В Риме он занимается изучением наиболее значительных литературных произведений, фундаментальных трудов по истории, эстетике и теории
8 Lichstcnsztajn. D. El rcgcncracionismo у la dimcnsiön cducadora de la musica cn la obra de Fclip Pcdrell // Reccrca musicolögica, 2004-2005. №14-15. P. 310-311.
О
В одном го своих первых автобиографических трудов «Знаменательные события искусства» («Jomadas del arte») Педрель так описывает свои впечатления: «Как-то раз, мы исполняли «Воскресную мессу» композитора Т.Л. де Виктории, имя которого я услышал впервые в жизни. Прослушав Credo помню, что у меня полились слё'зы. С того дня я узнал, что Виктория - один »о авторов, которые заставляют плакать». Pcdrcl F. Jomadas de Arte. Paris, 1891. P. 4.