ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4
ГЛАВА 1. О СПЕЦИФИКЕ УСТНЫХ И УСТНО-ПИСЬМЕННЫХ
ТРАДИЦИЙ.............................................36
ГЛАВА 2. РИТУАЛ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(к проблеме миф — символ— ритуал)....................66
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В МУЗЫКЕ УСТНЫХ И УСТНОПИСЬМЕННЫХ ТРАДИЦИЙ
1. Проблема зву ко высотности........................106
2. О значимости линейного движения в мелодике модально-моноди-ческого типа.........................................113
3. Ладоакустическое поле.............................123
4. Ладовая модель типа «трихорд в кварте» как функциональная система..............................................134
5. О функциональной специфике ладоакустических полей в музыке устно-письменного профессионализма
(на примере категории свара).........................149
6. Ладометрическое поле...............................156
ГЛАВА 4. АНТРОПОМОРФНАЯ АСИММЕТРИЧНОСТЬ ЛАДОВЫХ
АРХЕТИПОВ............................................168
ГЛАВА 5. ИНТ ОН АЦИОНН АЯ МОДЕЛЬ МИРА ВЕДИЙСКОЙ ЭПОХИ.........191
ГЛАВА 6. «СОВЕРШЕННАЯ НЕИЗМЕННАЯ СИСТЕМА» КАК МОДЕЛЬ
МИРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ..................................224
ГЛАВА 7. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Этюд 1 («Соловей мой, соловыошек»)..................240
Этюд 2 (Тодзан Накао. «Когараши»)...................258
Этюд 3 (П. И. Чайковский.«Пиковая дама»)............269
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................277
ПРИМЕЧАНИЯ...................................................284
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................311
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................385
41
ления — континуально-циклического мышления устной традиции и дискретнолинейного языка письменных знаков [19, с.78—79].
В свою очередь, континуальность является имманентным свойством лшфосознания, представляющего собой «одну из констант человеческой психики и мышления» [142, с.48]. Тем не менее, и в настоящее время еще можно встретить отождествление мифологического мышления исключительно с первобытным сознанием, в частности, с «мировоззрением зрелой первобытности» [705, с. 101], что не соответствует современным научным представлениям. Вывод о континуальности мифосознания можно сделать учитывая известную роль чувственного опыта, диффузность, ощущение единства мира и свойственный мифу принцип «всё во всём» [346; 456 а, с.95]. Следует заметить, что когда в связи с диффузностью мифологического мышления говорят о «неотчетливом разделении конкретно-чувственного и отвлеченного, субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, смежности и причинно-следственных связей, начала и принципа, т.е. происхождения и сущности (курсив мой. — Е. А.)» [456 а, с.95], скрытой точкой отсчета незаметно оказывается более привычное современному человеку, тем более ученому, понятийное, научное мышление. Однако более соответствующим сущности и свойствам мифологического мышления как мифопоэтического является понимание его направленности на связывание всех вышеперечисленных явлений, имеюшее целью, в конечном итоге, проверку мира на прочность и целостность (подробнее см. главу 2).
Исходя из этого, мы допускаем возможность соотнесения фольклора и профессиональной музыки устно-письменной традиции с определенным типом музыкального мышления, который можно было бы назвать мифологическим 3. По мнению В. Б. Вальковой, существует ряд мифологизирующих эпох, простирающихся от древнейших времен до средневековья (а в восточных культурах — до 18 - 19 вв.), которые «несут в себе некие общие черты, обусловленные мифологическим «самосознанием» их культур» [142, с.51]. Одной из таких общих черт и является, на наш взгляд, континуальность как доминанта мышления, характерная для устных, т. е. непосредственных коммуникатив-
42
ных систем, в отличие от письменных, опосредованных наличием фиксированного текста.
Несмотря на то, что изучение связей между теми или иными музыкальными и мировоззренческими системами Востока и Запада еще находится в стадии становления, к настоящему времени уже накоплены некоторые результаты (см. [27; 28, с.21 -31,35-41; 32; 50; 51; 65, с.32 - 63; 104, с.21 - 28; 142; 143; 227; 227 а; 228; 370; 418; 419; 421; 423; 426; 428; 432; 479; 482; 485; 638; 638 а; 691; 729; 730; 754; 771; 789, с.61—189; 806; 809; 829]). Препятствиями, осложнявшими исследование данной проблемы отечественным музыкознанием, в свое время были атеистическое мировоззрение и соответствующая идеология. Однако адекватное понимание специфики ряда музыкальных традиций, по-видимому, невозможно без учета названного обстоятельства. Появление трудов обобщающего характера еще впереди, но уже сегодня становится очевидным, что особый характер взаимопроникновения сакрального и профанного, светского и культового, философско-эстетического и религиозно-мифологического в представлениях носителей устно-письменного музыкального профессионализма Востока имеет особое значение, которое необходимо учитывать при изучении этих традиций.
Предварительные наблюдения дают основания полагать, что традиции устнописьменного музыкального профессионализма Востока и Запада имеют глубокие связи с религиозно-мифологическими системами и позволяют предположить наличие «конфессиональных генотипов» (Юнусова). Достаточно назвать такие религиозномифологические системы, как ислам, буддизм, конфуцианство, индуизм, христианство, брахманизм, даосизм, синтоизм, чтобы увидеть, что каждой из них соответствует та или иная традиция устно-Гшсьменного музыкального профессионализма. Ограничиваясь здесь только постановкой проблемы, заслуживающей серьезного изучения, заметим, что семантический анализ музыки, направленный на поиск музыкальных средств, соответствующих определенной системе представлений, обосновывается документальными свидетельствами — музыкально-теоретическими памятниками, в которых непосредственно говорится о связи музыки с религиозно-мифологическими системами (см., например, (370; 485; 747; 748; 795; 801 ;818]). Вероятно, это также может служить основанием для
- Київ+380960830922