Оглавление
Введение........................................*.................. 4
Глава I. О вариантной специфике старинного клавирного уртекста барокко............................................................. 20
§1. Некоторые особенности бытового музицирования Германии XVII-XVIII веков и специфика старинного клавирного
уртекста........................................................... 20
§2. О вариантном прочтении музыкальных текстов «Нотной тетради Анны Магдалены Баха» в условиях
ансамблевого музицирования эпохи................................... 39
§3. «Инвариант-вариант» как компонент обучения импровизации в
пьесах «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха».................. 52
Глава II. К проблеме семантической расшифровки и
преобразования клавирных уртекстов................................. 76
§ 1. Семантика музыкального диалога в инструктивных пьесах для
клавира И. С. Баха................................................. 76
§ 2. Интонационная лексика пластических и риторических фигур в
танцевальных пьесах инструктивных сочинений для клавира............ 85
§ 3. Функции музыкального орнамента в условиях вариантного
преобразования старинного уртекста................................. 105
Глава П1. Творческие формы работы с музыкальным текстом
инструктивных сочинений Баха....................................... 122
§ 1. Исполнительское интонирование и интерпретация старинного клавирного уртекста................................................ 122
1.01. О вариантном прочтении и переинтонировании старинного уртекста........................................................... 123
1.02. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И. С. Баха.......................................... 133
2
§ 2. Некоторые композиционные способы развертывания клавирного
текста в смысловую партитуру....................................... 141
2.01. Клавириый уртекст как редуцированная партитура
и • ее развертывание возможностями современного
>
фортепиано......................................................... 143
2.02 .Способы преобразования уртекста и их отражение в
инструктивных сочинениях И. С. Баха................................ 147
2.03. Интонационный этюд как творческая форма работы над
преобразованием старинного уртекста.............................. 166
Заключение......................................................... 178
Литература......................................................... 182
Нотография......................................................... 201
Нотное приложение.................................................. 204
заглавие одного из самых ранних изданий "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха. На титульном листе этого тома, продававшегося -в московской музыкальной лавке в 1794 году, написано: "...Бах (Иоганн
Себастиан) 24 прелюдии и 24 фуги (...) для клавесина, органа или
>
фортепиано (...)» [135, с.162].
Исполнение на клавирных инструментах нередко было связано с сольной импровизацией. Ситуация появления разнотембровых инструментов, вокальных голосов создавала необходимость ансамблевого музицирования, при этом наличие клавирного инструмента было не менее важным, чем в ситуации сольного концертирования. Клавесин или орган в этом случае выполняли функцию сопбпио - непрерывного баса, что являлось характерной чертой в ансамблевом музицировании данного хронологического отрезка и послужило причиной его характеристики как "эпохи генерал-баса". Генерал-бас определял способ композиции и нотации.
И. Барсова объясняет понятие генерал-бас как род композиторской техники. «Ее суть в идее непрерывного сопровождения солирующих вокальных и инструментальных голосов инструментальным басом и построенным над ним инструментальным аккордовым многоголосием», -пишет автор. «Генерал-бас - это также тип нотации, представляющий собой редуцированный способ записи инструментального аккомпанемента (баса и аккордов)" [27, с. 145]. Такой редуцированный способ записи давал обширный простор, как модификациям исполнения, так и выбору инструментов.
Подчеркивая значение альтернативного выбора партий, инструментов, смысловой многозначности прочтения, определяющих специфику музицирования эпохи, И. Браудо пишет: "В произведениях так называемой эпохи генерал-баса (ХУИ-ХУШ вв.) предполагалось, что в исполнении принимает участие некоторое гармоническое сопровождение (на клавесине, органе, лютне), которое, однако, точно не выписывалось, а обобщенно указывалось автором в виде цифр" [41, с.63]. Подобная организация
25
музицирования, воплощаемая клавиром - своего рода "мини-оркестром", подвигала исполнителей к вариантному, каждый раз новому прочтению музыкального текста клавирного произведения.
Характерные особенности развитой традиции музицирования служили
>
установкой для композиторской практики в создании уртекстов. Автор текстологического исследования рукописей И. С. Баха Т. Шабалина объясняет значение, которое стоит за этим термином, упоминая текст первичный, оригинальный, авторский, без каких-либо редакторских привнесений и связывает его со специального рода сочинениями. "Определение специального рода музыкальных сочинений XVII-XVIII веков немецким термином Urtext или Urtextausgabe давно уже стало привычным" -пишет исследователь [168, с.389]. К этому можно добавить, что упомянутое значение заявляет о том, что «специального рода» сочинения представляют собой не что иное, как оригинальный авторский текст, принципиально отличающийся от современной редакторской версии, в которую он облачен. Такой авторский текст - старинный клавирный уртекст - имеет характерное специфическое свойство, которое особо выделяет его и делает непохожим на текст классический или романтический.
Оригинальный авторский текст клавирных сочинений барокко -старинный уртекст, как отражение, документальный источник музицирующей практики эпохи, не имел конкретного инструментального предназначения, в этой связи, он не содержал исполнительских артикуляционных указаний. Такой "чистый" текст предполагал художественную реконструкцию, создание исполнителем собственной версии. Мобильное качество старинного уртекста, то есть возможность его адаптирования к различным клавишным инструментам (обстоятельствам музицирования), и условия моделирования художественного контекста делали его чрезвычайно удобным инструктивным материалом для обучения навыкам интерпретации и импровизации. Текст, предполагающий
26
- Київ+380960830922