ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИИ...............................32
§ 1. Историческое развитие понятия психологической установки.32
§ 2. Виды психологических установок..........................36
§ 3. Условия возникновения психологической установки.........37
§ 4. Соотношение сознательного и бессознательного............41
§ 5. Иерархичность структуры психологической установки.......44
§ 6. Установочные иллюзии восприятия.........................50
§ 7. Прогнозирующая роль психологической установки...........53
§ 8. Установка и учение......................................55
§9. Трактовка понятия психологической установки в
музыкознании..............................................58
ГЛАВА ВТОРАЯ.
ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЛЬФЕДЖИО КАК ВИДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................65
§1. Изучение сольфеджио как вид познавательная деятельности 65
§ 2. Виды психологических установок, управляющих изучением
сольфеджио................................................65
§ 3. Смысловые установки, отражающие мотивацию изучения
сольфеджио................................................69
§ 4. Целевые установки, сохраняющие направленность действия..74
2
§ 5. Операциональные установки, закрепляющие конкретные приёмы выполнения привычных действий и осуществляющие выработку необходимых навыков...........76
§ 6. Сенсорные и моторные установки........................80
§ 7. Иллюзии восприятия - причина возникновения типичных
ошибок..................................................82
§ 8. Моментальные установки как средство преодоления
инерционности восприятия................................85
§ 9. Роль психологической установки в формировании
активности и гибкости музыкального слуха...............87
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАДОВОГО ЧУВСТВА С ПОЗИЦИЙ
ТЕОРИИ УСТАНОВКИ...........................................93
§ 1. Семантическое родство понятий "ладовое чувство" и
"установка".............................................93
§ 2. Экспериментальное доказательство установочной природы
ладового чувства........................................97
§ 3. Формирование ладовой установки........................99
§ 4. Иерархичность структуры ладовой установки............106
§ 5. Функции ладовой установки............................120
§ 6. Свойства ладовой установки...........................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................143
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................148
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................169
3
114], И.В. Костяевой [91], отличающиеся теоретической направленностью. Обобщается и обосновывается накопленный опыт воспитания слуха на новоинтонационной основе в проблематике диссертационных исследований Л.М. Маслёнковой ("Стилистические основы музыкального диктанта", 1980), И.Е. Тихоновой ("Хоровое сольфеджио. К проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижёров", 1980), М.В. Карасёвой ("Теоретические проблемы современного сольфеджио", 1987).
Однако именно в это время становится очевидным, что традиционная методика преподавания сольфеджио, скоординированная с системой теоретического музыкального образования в целом, обеспечивая усвоение гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, в то же время, сдерживала развитие сольфеджио как самостоятельной дисциплины. Благодаря тому, что в центре внимания постоянно находилась достаточно трудоёмкая работа по развитию навыков слухового гармонического анализа (ограниченная рамками классической гармонии и тем самым абсолютизирующая её закономерности в музыкальном восприятии обучаемых), остальные разделы сольфеджио, так или иначе, подчинялись ей, а значит и в диктанте, и в ладоинтонационной сфере, и в ансамблевом пении, и в чтении с листа прочно господствовала классическая традиция. Такая система явилась выражением «генеральной роман-тико - реалистической установки» [148, с. 173] в музыкальном образовании и не могла способствовать серьёзному изучению современной музыки, т. к. уделяла ей слишком мало внимания и не обладала развитой теоретической базой для её освоения (как в ладоинтонационной сфере, так и особенно в области метроритма). Уже к последней трети XX века всё более очевидным становится факт понимания ограниченности сформировавшейся системы обучения, её оторванности от современной музыкальной практики и ориентации на музыку ХУШ-Х1Х веков.
16
Именно несостоятельность в области освоения музыки XX века (а также музыки доклассического периода или позднего романтизма) вскрыли ограниченность возможностей традиционной методики преподавания сольфеджио, основанной главным образом на эмпирических наблюдениях. Одним из самых больших недостатков оказалась слишком тесная связь с курсом классической гармонии, которая (считаясь теоретической базой сольфеджио) по сути превращала его во вспомогательную дисциплину, специально предназначенную для слухового освоения гармонических норм, что конечно же является важной, но не единственной задачей сольфеджио.
Кроме того, не только содержание предмета сольфеджио, но и сама форма проведения занятий нуждались в совершенствовании в связи с тем, что освоение сложного языка современной музыки потребовало новых, более интенсивных методов обучения, ориентированных на развитие гибкости музыкального восприятия, способности переключения с одного музыкального стиля на другой. Остро чувствовалась необходимость освобождения от отрицательного влияния на качество преподавания стереотипности построения уроков, однообразия форм работы, направленных на выработку узко специфических, не всегда хорошо скоординированных навыков (определения на слух интервалов и аккордов, пения гамм, записи диктанта и др.), взаимодействие которых формирует так называемый «сольфеджийный» слух, проявляющийся только в определенных ситуациях и формах работы и отрицательно реагирующий на любые их изменения. Преобладание инструктивного музыкального материала для сольфеджирования, музыкальных диктантов и слухового анализа, превращающее сольфеджио в сухой, стандартный набор упражнений, также стало оцениваться как негативный фактор, ослабляющий интерес к изучению предмета и затрудняющий осуществление задачи воспитания настоящей гибкости и активности музыкального слуха.
17
- Київ+380960830922