Ви є тут

А.К. Глазунов в музыкальной культуре русского зарубежья : опыт исторической и стилевой реконструкции

Автор: 
Проскурина Ирина Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298413
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение ................................................................3
1. Глазунов в Париже: особенности социокультурной и
творческой адаптации ...................................................15
1.1. Русская музыка в Париже на рубеже Х1Х-ХХ веков:
траектория Восток-Запад...........................................23
1.2. Музыкальная жизнь «русского» Парижа
1920-3 0-х годов .................................................40
1.3. Глазунов и русская диаспора в Париже.........................55
1.4. Эпизод из жизни артиста:
американское путешествие Глазунова:...............................67
2. Париж о Глазунове: исследование текстов русских
эмигрантов о композиторе................................................86
2.1. Вечер в Р1суеГ. Шлецер рецензирует Глазунова.................91
2.2. Современники-эмигранты о Глазунове..........................109
2.3. «Петербургский музыкальный стиль»:
Глазунов глазами Сабанеева.......................................125
3. Композиторское творчество Глазунова
эмигрантского периода..................................................146
3.1. «Русский стиль» и проблема национального
(на примере Седьмого струнного квартета).........................158
3.2. Квартет для саксофонов ор.109 в контексте
музыкальной культуры Западной Европы 1920-30-х годов.............176
3.3. Последнее сочинение Глазунова:
музыковедческое расследование....................................191
Заключение........................................................... 210
Список литературы......................................................216
Приложение № 1. Хронограф зарубежной жизни и творчества Глазунова ...241 Приложение № 2. Глазунов в отечественных и
зарубежных энциклопедических изданиях..................................255
Приложение N9 3. Иллюстрации и схемы...................................267

Введение
22 мая 1928 года Наркомом Просвещения ректор Ленинградской консерватории профессор А.Глазунов был официально командирован в Австрию для участия в жюри по присуждению премии имени Шуберта сроком на три месяца. Распорядившись относительно своего имущества, он уполномочил Ю.Гнезе1 управлять ленинградской квартирой и загородным домом, получил 1 июня заграничный паспорт и вместе со своей будущей женой Ольгой Николаевной Гавриловой поки-

пул СССР, как выяснилось, навсегда . Выданные Глазунову документы были действительны для проживания вне страны в течение одного года. Однако заграничный маршрут русского композитора оказался значительно протяженнее и завершился его кончиной в Париже в 1936 году. Глазунов скончался 21 марта в клинике Villa Borghèse, отпевание состоялось 24 марта в 10 утра в русском кафедральном соборе святою Александра Невского, и он был похоронен на Nouveau Cimeticre de Neuilly. В 1972 году прах композитора был перевезен в Ленинград и перезахоронен в Некрополе мастеров искусств в Алсксаидро-Нсвской лавре.
1 Юлий Давидович Гнезе (1886-1936) родился в Курляндской губернии, предположительно закончил Лесотехническую академию в Риге, некоторое время служил смотрителем лесов у Шереметьевых на Урале. Участвовал в Первой мировой войне, получил ранение, затем стал управляющим лесами у купца Чистякова в Ораниенбауме. В начале 1920-х переехал к родственникам жены в Петроград, где служил коитролсром-счетоводом в артели инвалидов «Ленторгин», а с 1934 года и до смерти был бухгалтером в школе. В начале 1928 года Ю.Гнезе с семьей въехал в часть комнат квартиры Глазунова, с этого времени он стал доверенным лицом и одним из немногих постоянных респондентов композитора за границей.
2 В архиве Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства хранятся: Удостоверение о командировке Глазунова в Австрию, выданное 22 мая 1928 года № 5044052 Заместителем Народного Комиссара по Просвещению И.Ходорковским; Заграничный паспорт - на русском и французском языках, дата и место выдачи Ленинград, 1 июня 1928 года, - действительный для проживания вне страны в течение 1 года; Доверенность, принадлежащая Ю.Гнезе и составленная Глазуновым 11 июня 1928 года. Эта доверенность, действительная 3 месяца, давала право Гнезе управлять двумя дачами в поселке Шувалово-Озерки, которые принадлежали Глазунову и были де-муниципапизированны постановлениями Советов Народных Комиссаров РСФСР от И января 1926 года и Ленинградским Губисполкомом от 30 января 1926 года.
3
собой культурную сцену, где можно было получить настоящее мировое признание. Не случайно, что именно в Париж стремились многие представители молодых национальных композиторских школ Восточной и Северной Европы, Америки (и России в том числе). В Париже демонстрировали свое искусство и завоевывали международный престиж венгры Б.Барток и З.Кодаи, поляк К.Шимановский, бразилец Э.Вилла-Лобос, румын Ж.Энеску, испанец М. дс Фалья, итальянцы Дж.Малипьеро и А.Казслла, чех Б.Мартину, англичанин Р.Воаи-Уильямс и др.
В Париже искали признания не только на художественном поприще: именно во французской столице проходило большинство знаменитых Всемирных выставок, где устраивались публичные показы технических достижений мировой цивилизации. Выставки, отражавшие общую картину состояния мировой экономики и культуры, длились несколько месяцев и привлекали большие массы посетителей. Там демонстрировались технические новинки, совершались выгодные сделки, покупались патенты на изобретения и научные открытия. Парижская выставка 1889 года стала символом технических достижений и стиля жизни европейца конца XIX столетия. Ее посетителей поражали гигантское архитектурное сооружение Г.Эйфсля, галерея машин инженера М.Котансена и архитектора Ф.Дютера, телеграф, телефон, фонограф американского конструктора Т.Эдисона, а также паровые двигатели, электричество, индиго, сахарин, целлулоид и многое другое (185, 63-70). Побывавшие на Выставке европейцы стали восторженными свидетелями обширной этнографической коллекции, которая включала различные неевропейские, ориентальные и примитивные культуры: арабскую, африканскую, японскую, индийскую, индонезийскую и др. Хорошо известен пафос 27-летнего Дебюсси по поводу яванской деревни с оркестром гамслан - яркий пример возникшего интереса истинного парижанина к неизвестным ранее музыкальным пластам3.
Среди экзотических редкостей «восточной коллекции» оказалась и Россия, поразившая Европу не столько промышленными достижениями, сколько концертами русской музыки в зале Трокадеро, инициатором которых был русский мецс-нат-лесопромышленник Митрофан Петрович Беляев. Став одним из первых поставщиков русского искусства на Запад, Беляев «поддержал» устойчивый миф о «парижецентризме» и для демонстрации отечественных музыкальных достижений
3 На Всемирной выставке 1889 года были представлены этнографические коллекции французской Океании (яванская деревня с туземным оркестром гамелан).
25
нс случайно выбрал место и время действия - Париж 1889 года. До этого момента русскую музыку в Париже знали мало и не воспринимали как явление, заслуживающее профессиональных рецепций. Доказательством этого могут служить воспоминания П.Дюка, побывавшего на беляевских концертах: «Мы тогда выражали сожаление по поводу того, что произведения, столь жизнеспособные и пленительные, оставались для нас так долго неизвестными. Мы и теперь нс устаем возмущаться упорством, так долго державшим эту музыку в изгнании и не дававшим нам возможности знакомиться с ней иначе, чем путем чтения партитур. Ибо только благодаря реально прослушанным тогда сочинениям мы главным образом и смогли составить себе ясное понятие о музыкальной самобытности России» (102, 230).
С именем Беляева было связано первое появление Глазунова на парижской эстраде. Организованные меценатом концерты русской музыки - первая широкомасштабная презентация отечественного музыкального продукта за границей -включали произведения Глинки, Даргомыжского, композиторов Новой русской школы (Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева, Мусоргского), а также дебютанта парижской эстрады - Глазунова (симфоническая поэма «Стенька Разин» и Вторая симфония4. Во французской столице Глазунов оказался в центре внимания ведущих музыкантов Европы, на беляевских концертах побывали крупнейшие музыкальные силы Франции: К.Сен-Санс, Ж.Массне, А.Тома, А.Брюно, А.Мессаже,
Э.Шабрис, К.Дсбгасси, П.Дюка, Э.Сати, М.Равсль и др. Знакомство с Парижем прошло успешно: музыка 24-летнего Глазунова произвела впечатление и нашла своих поклонников в рядах французской публики. Из письма Глазунова
С.Н.Кругликову: «Бурго-Дюкудре сидел отдельно и слушал с партитурой моего Разина и после всего прослушанного сказал, что он Enthousiaste <...> Пуньо просто бесновался, слушая мою симфонию <...> неистово хлопал, кричал браво» (72, 129).
«Эти русские удивительны!», - чуть позднее делился своими впечатлениями К.Дебюсси во французской прессе (89, 193). Русскую музыку в целом и произведе-
4 В июне 1889 гола в зале Трокадеро, где проходили организованные Беляевым Концерты русской музыки, прозвучали: Увертюра к «Руслану», «Камаринская» М.Глинки; «Чухонская фантазия» А.Даргомыжского, «В Средней Азии», «Половецкие пляски» А.Бородина; «Ангар», Испанское каприччио Н.Римского-Корсакова; «Увертюра на русские темы» М.Балакирева; «Ночь на Лысой торс» М.Мусоргского; а также фортепианные пьесы Балакирева, Кюи, Лядова, Чайковского, Ф.Блуменфельда.
26