Ви є тут

Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование

Автор: 
Соколова Алла Николаевна
Тип роботи: 
системно-типологическое исследование
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
420
Артикул:
172755
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................4
ГЛАВА 1
АДЫГСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУКИ
1.1. История изучения музыкальных инструментов и инструментальной музыки адыгов.........................................................24
1.2. Инструментальная культура западных адыгов в системе адыгской музыкальной культуры.......................................................35
1.3. Структура и организация инструментальной культуры западных
адыгов..........................................................54
ГЛАВА 2
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОНТЕКСТ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ
2.1. Бытовой и социальный аспекты инструментальной культуры западных
адыгов.............................................................78
2.2. Система художественно-эстетических и социальных ценностей..........93
2.3. Формы и методы трансляции традиции................................110
ГЛАВА 3
ТРАДИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛИСТ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ
3.1. Функции традиционных музыкантов в культуре.........;..............125
3.2.. Половозрастные, субэтиичсские и специальные характеристики традиционных
музыкантов ......................................................140
ГЛАВА4
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА
4.1. Музыкальный инструментарий адыгов в системе музыкальной
культуры 155
4.2. Пщынэ - диатоническая гармоника - лидирующий инструмент западно-адыгской
традиции 164
4.2.1. Вопросы терминологии 164
4.2.2. История появления и распространения гармоники у западных
адыгов - 167
4.2.3. Формирование особого типа адыгской гармоники.. 180
4.2.4. Роль гармоники в традиционной культуре адыгов 189
4.2.5. Морфология диатонической гармоники 193
4.2.6. Функции басов 197
4.2.7. Строй 201
4.2.8. 204
4.2.9. Эргология 209
4.2.10. . Эргология пщынэ Мадина Хуаде 215
4.3. Пхачичи - трещотки западных дыгов 224
4.3.1. Терминология 224
4.3.2. Зона распространения 224
4.3.3. Типология 225
4.3.4. Происхождение 228
4.3.5. Морфология 230
4.3.6. Эргология............................................................232
4.3.7. Бытование............................................................238
4.3.8. Хранение.............................................................243
4.3.9. Качество звука.......................................................244
4.3.10. Способы игры........................................................246
4.3.11. Нотография..........................................................252
4.3.12. Роль инструмента в культуре.........................................253
ГЛЛВЛ 5
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
5.1 Система жанров инструментальной музыки западных адыгов..................258
5.2. Названия инструментальных наигрышей....................................285
5.3. Интонационно-ритмическая модель инструментальных наигрышей западных адыгов.................................................................... 293
5.4. Структурно-композиционная модель инструментальных наигрышей............306
5.5. Феномен жъыу - вокального подголоска в инструментальных
наигрышах............................................................313
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................;....................326
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................330
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................363
Приложение 1
Карты..........................................................................
Приложение 2...................................................................
Таблицы........................................................................
Приложение 3...................................................................
Схемы..........................................................................
Приложение 4...................................................................
Современные западно-адыгскА пщынао.............................................
Приложение 5.............................................................................................
Словарь адыгских музыкально-хореографических терминов..........................
Приложение 6...................................................................
Нотные примеры.................................................................
Приложение 7...................................................................
Фотоиллюстрации................................................................
.РОССКЙСИЛЛ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
другой - внутри адыгской инструментальной культуры мы обязаны признать факт существования нескольких музыкально-стилевых коалиций. В достижении определенных научных целей каждый исследователь вправе выбирать ту или иную форму и вид локализации. Правомочно исследовать каждую отдельную субгруппу или регионы компактного проживания нескольких субгрупп и т. п. Исходя из современной музыкально-стилевой панорамы региона, мы считаем целесообразным и научно оправданным выделение из общеадыгской музыкальной системы инструментальной культуры западных адыгов. Путь, по которому мы сочли возможным проводить локализацию западной традиции, отчасти уже проложен исследователями, изучающими теорию песенных ареалов. Мы понимаем, что песенные и инезрументальные ареалы нельзя выводить по одним и тем же критериям, но одновременно с этим, часть признаков, разработанных (выведенных) и утвердившихся в определении и исследовании песенных ареалов, может быть перенесена и на инструментальную музыку. Наиболее гибкими в этом •« отношении выступают идеи О. А. Пашиной. Мы воспользовались критерием определения ареала по внешним и внутренним параметрам. В этнографии утвердилось выделение западного региона в качестве самостоятельной культурной области. Дизыонктивность (разрывность) западно-адыгской и восточно-адыгской культур никто не оспаривает. Это научная априорность. Еще с XIX в. субэтнические группы северо-западного Кавказа выделялись историками, этнографами, языковедами. Черкесия нередко противопоставлялась Кабарде. Этнографы выделяли особенности тех или иных обрядов у конкретных субэтнических групп.1
Для выделения ареала инструментальной музыки западных адыгов мы учли несколько факторов: географический ландшафт, изменение пространства бытия культуры; политико-административную карту XX в.; хозяйственнобытовой уклад жизни; специфику социокультурной ситуации, полиэтничность
1 Чунтыжева Т. В. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. -Майкоп, 1998. Коджесау Э. Л. 05 обычаях и традициях адыгейского народа //УЗ АНИИ. Т. VIII. - Майкоп, 1968.-С. 265-294.
41
культурного пространства, сложившиеся на этом фоне идеалы и ценности; утверждение особого типа музыкального инструментария и ансамблевых сочетаний инструментов.
После окончания Кавказской войны (1864 г.) и насильственного переселения основной части коренных жителей (горцев, как их тогда называли) за пределы Российской Империи оставшаяся часть (по неофициальным данным - 1 % от общего числа адыгов северо-западного Кавказа) была переселена по Кубанскому левобережью. Западные адыги почти на 100 лет позже восточных «примирились» с царским режимом, поэтому новая социокультурная среда формировалась позже по времени и на другом социо-психологическом фоне. Переселение осуществлялось и в советское время (в 60-е гг.), когда правительство приняло решение соорудить Краснодарское водохранилище на территории 9 бжедугских аулов. Так на современных территориях Республики Адыгея и Краснодарского края образовались чуть больше 50 аулов.
В ареале западных адыгов четко оформились несколько субгрупп. Вдоль * левобережной Кубани и рядом с Краснодарским водохранилищем сложилась большая часть бжедугских селений - г. Адыгейск, аулы Габукай, Понежукай, Ассоколай, Вочепший, Нешукай, Джиджихабль, Пчегатлукай, Тлюстенахабль, Тугургой, Псекупс, Козет, Кунчукохабль, Шенджий. В четырех населенных пунктах возле Шапсугского водохранилища проживают кубанские шапсуги (аулы Панахес, Псейтук, Афипсип, Тахтамукай). Часть селений принадлежит потомкам натухайцев, ассимилировавшихся с бжедугами (аулы Старобжегокай и Новобжегокай).
Другая группа ограничена бассейнами реки Лабы и ее притоков. Там живут кабардинцы (аулы Кошехабль, Блечепсии, Ходзь), темиргоевцы (аулы Джерокай, Егерухай, Мамхег, Кабсхабль, Хатажукай, Пшизов, Пшичо), абадзехи (Хакуринохабль).
Еще одну группу образуют аулы Красногвардейского района -темиргоевские поселения пос. Красногвардейский, Хатукай, Адамий, Джамбачий, бесленеевский аул Уляп.
42