Ви є тут

Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии : на материале произведений саратовских композиторов

Автор: 
Королевская Наталья Владимировна
Тип роботи: 
на материале произведений саратовских композиторо
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
279
Артикул:
172579
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЛОГИКА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ЖАНРАХ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА, ОРАТОРИИ И ВОКАЛЬНОЙ СИМФОНИИ.......11
ГЛАВА ВТОРАЯ. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРАХ: ОТ СЛОВА - К МУЗЫКЕ.........................36
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ВОКАЛЬНОЙ СИМФОНИИ: ОТ МУЗЫКИ- К СЛОВУ....................,...75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................136
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................140
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ...........152
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: НОТНЫЕ 11РИМЕРЫ....................183
ВВЕДЕНИЕ
Музыкально-поэтический синтез - одна из самых исследуемых областей композиторского творчества. Среди наиболее устойчивых ракурсов её изучения выделяются жанровый, связанный с обращением к отдельным музыкально-поэтическим жанрам (труды М.Лрановского, Е.Дурандиной, Б.Каца, Ю.Келдыша, И.Лаврентьевой, Э.Розенова, Е.Ручьевской, Н.Симаковой, И.Степановой, А.Хохловкиной, Е.Чигарёвой, Р.Ширинян1), и общетеоретический, освещающий различные аспекты соотнесения музыки и слова (груды Б.Асафьева, В.Васиной-Гроссман, Ю.Малышева, А.Михайлова, Ю.Кона, И.Степановой2). Проблемы музыкально-поэтического синтеза разрабатываются
1 АрановскийМ. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг.: Исследовательские очерки. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 287 с.
Дурандина Е. Камерные вокальные жанры в отечественной музыке 1960-1980-х годов. - М., «Музыка», 2001. — 72 с.; Дурандина Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке Х1Х-ХХ веков: историко-стилевые аспекты. -М.,2005.-240 с.
Кац. Б. «Стань музыкою, слово!». - Л.: Сов. композитор, 1983. - 151 с.
Келдыш Ю. Оратория и кантата И Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. - М. - Л., 1947. - С. 122-141.
Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина) // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6 - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 76-109. - Вып.7. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 5-35.
Розенов Э. Очерк истории оратории // Розенов Э. Статьи о музыке. - С. 15-50.
Ручьевская Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. - М.- Л.: Музыка, 1966. - С. 65-111.
Симакова Н. К вопросу о разновидностях жанра симфонии // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. -М.: Музыка, 1972.-с. 261-285.
Указанное издание.
Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. - 288 с.
Хохловкшш А. Советская оратория и кантата. - М., 1955. - 148 с.
Чигарёва Е. Стилистические особенности симфоний А. Локшина // Музыка и современность. Вып. 10. - М.: Музыка, 1976.-е. 52-78.
2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. В 2 кн. - Кн. II: Интонация. - М- Л., 1947. - 163 с.; Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 1. Ритмика. - М., 1972. - 150 с.;
Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 2. Интонация. 3. Композиция. - М., 1978. - 368 с.
Малышев Ю. Синтез музыки и поэзии (некоторые проблемы изучения вокальной музыки) // Музыкальный современник. Вып 6. - М.: Сов композитор, 1987 - С. 265 -281.
Михайлов А. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского: Вып. 36. - М.: МГК, 2002. - С. 6-23.
3
«прошлое и будущее ... бесконечно разделяют каждое настоящее»84. Согласно Делёзу, Хронос и Зон сосуществуют как два одновременных прочтения времени.
Статический смысловой генезис в условиях музыкально-поэтического синтеза связывается с Хроносом, динамический осуществляется в измерении Зона.
Смысловой генезис в модусе познания пребывает в «ограниченном Хроно-се», «заполняется положениями вещей и движениями тел»85, «впитывает в себя прошлое и будущее, сжимает их в себе и, двигаясь от сжатия к сжатию, со всё большей глубиной достигает пределов всего Универсума, становясь живым космическим настоящим»80. Меональное деление слова соответствует циклической структуре Хроноса, которая на основе отношения тождества и различия «оживляет ... вечное возвращение как возвращение Того же Самого»87, но воплощённого в «ином». Такая структура порождает эффект пребывания в настоящем, заполняя пространство рядами смысловых структур, представляющих образно-смысловые целостности как многоракурсовые вариации единого слова.
Смысловой генезис в модусе события пребывает в «безграничном Эоне» (Делёз), избегающем настоящего в бесконечном делении каждого мгновения бытия «самоопределяющейся проблемы» на прошлое (уже «ставшее») и будущее (ещё «становящееся»): «мучительная сторона чистого события в том, что оно есть нечто, что только что случилось или вот-вот произойдет; но никогда то, что происходит [вот сейчас]»88. В музыкально-поэтическом произведении ускользающий Зон, устремлённый в будущее, либо растягивает слово во времени, либо сжимает его до одной точки.
Временной дуализм, связанный с соприсутствием взаимоисключающих Хроноса и Зона, в произведении разрешается за счёт того, что один и тот же смысл одновременно включен в два измерения. Ыа линии Хроноса, занимающего парадигматическую ось в структуре художественного текста, он расслаива-
84 Там же: с. 19.
85 Там же: с. 93-94.
86 Там же: с. 90.
87 Там же: с. 90.
88 Там же: с. 92.
26
ется на множество смысловых структур, углубляющих его семантическое значение. На линии Зона, имманентного синтагматической оси, этот же ряд преобразуется в прямую линию становящегося события, в фокусе которого смысловые точки меонального становления осознаются как вехи его самоосуществ-ления. Тем самым, категории «семантическое поле» слова и «проблемное поле» концепта представляют собой взаимообратимые структуры.
Выявленные универсалии смыслообразования, определяемые логосом слова и логосом концепта, в следующем разделе главы рассматриваются в условиях, определяемых спецификой музыкально-поэтических жанров.
2. Логика смыслообразования в условиях музыкально-поэтических жанров
Взаимонаправленность слова и музыки в процессах смыслообразования реализуется не только в формировании единого семиотического пространства произведения, но и выявляется в определённой векторной направленности смыслообразовательного процесса, охватывающего произведение. Такая векгорность формируется на уровне жанровой спецификации, проявляясь в тенденции преодоления смыслообразовательным процессом структурного «дисбаланса» жанрового инварианта (заложенного в нём преобладания вокального или инструментального начал), и может быть объяснена с позиции обосновываемой А.Михайловым89 генетической взаимонаправленности слова и музыки, укоренённой в памяти искусств о длительных исторических периодах музыкальнопоэтического синкрезиса. Согласно А.Михайлову, отделение музыки от слова (что рассматривается исследователем как «событие в истории слова») не означало полного разрыва отношений: музыка становилась «скраденным прононси-рованием», «речью, интериоризирующей слово», в то время как слово в отдельные исторические периоды обнаруживало свойства музыкальности.
Михайлов А. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского: Вып. 36. - М.: МГК, 2002. - С. 6-23.
27