Ви є тут

Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы

Автор: 
Карпов Павел Евгеньевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172713
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
%
Введение. Постановка проблемы. Методология исследования. Обзор литературы.............................................................2
Глава I. Московская хоровая школа и ее традиции.......................17
1. Становление и развитие художественных принципов Московской школы.................................................................17
а) Содружество М.Глинки и В.Одоевского........................27
б) О трудах Н.Потулова и МЛисицина............................32
в) Идеи «новой церковности» А.Гречанинова.....................43
2. Русские традиции светской хоровой музыки начала XX века 56
Глава II. Крупные жанровые формы хорового творчества А Ларина.........71
1. Песенно-фольклорная основа сочинений А Ларина
а) Кантата «Рождественские колядки»...........................71
б) Кантата «Солдатские песни».................................84
2. Оратория «Русские страсти» как феномен отечественной духовной музыки конца XX века.................................................102
3. Хоровой цикл «Пушкинские страницы» в ряду русской музыкальной «пушкинианы» конца XX века...........................................118
Глава III. О некоторых современных тенденциях в хоровом творчестве А. Ларина............................................................134
1. Выразительные средства музыкального языка: хоровая фактура и оркестровка..........................................................134
2. О роли хоровой транскрипции.................................146
Заключение.....................................................170
Библиография...................................................176
Приложение.....................................................184
Материалы к творческой биографии АЛарина
Введение
Объектом научного изучения мы избрали хоровое творчество А.Л. Ларина, русского композитора среднего поколения, внесшего свой яркий индивидуальный творческий вклад в развитие хоровой отечественной музыки конца XX начала XXI веков.
Алексей Львович Ларин (род. 1954)1 - представитель поколения музыкантов, творческая индивидуальность которых складывалась в семидесятые годы XX столетия. Исследователи (Л.Раабен, Ю.Паисов, Г.Григорьева, Е.Долинская) определяют этап в развитии отечественной хоровой музыки 70-80-х годов как «период глубокого обновления» (Ю.Паисов), исследуя явления возрожденчества, ренессанса (Л.Раабен). Это прежде всего касается объемного пласта духовного хорового творчества, заметно обогатившего отечественную хоровую культуру: «Псалмы»
Н.Сидельникова, литургии В.Мартынова и Н.Сидельникова; всенощное бдение Г.Дмитриева, А.Киселева и В.Успенского. Велика роль духовной музыки в творчестве Ю.Буцко — от «Литургического песнопения», до «Четырех старинных песнопений». Заметно обогащается духовными сочинениями к концу века хоровое творчество Г.Свиридова («Большие молитвы», «Песнопения и молитвы», «Христос рождается, славите...»), Р.Щсдрина («Запечатленный ангел», «Моление») и А.Шнитке («Стихи покаянные», «Три хора»), как и многих других композиторов.
Что стоит за ренессансными явлениями русского хорового искусства конца XX века? Каковы позиции современной волны возрожденчества с точки зрения содержания музыкального текста и стиля (языковая парадигма).
1 Алексей Львович Ларин (18. 06. 1954, Саратов) — русский композитор, педагог. Окончил Московскую капеллу мальчиков (1971), Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976, класс композиции профессора Н.И. Пейко), ассисте1гтуру-стажировку ГМПИ (1979). С 1978 преподает композицию, инструментовку, чтение партитур, историю оркестровых стилей в ГМПИ (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных), с 1990 - доцент, с 1998 - профессор. Более 300 учеников. Член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России. Лауреат международных конкурсов композиторов «М^са МипсИ» (Германия, 1997). «Классическое наследие» (Россия, 1999), «ЛЫауа» (Чехия, 2000). Подробнее материалы биографии см. в Приложении.
Глава I
Московская хоровая школа и ее традиции
1. Становление и развитие художественных принципов Московской школы
Хоровая музыка является искусством, которое, идя в ногу со временем, впитывая в себя то новое, что происходит в нашей жизни, в большой мере сохраняет богатый историко-музыкальный композиторский и исполнительский опыт, оставленный нам предыдущими поколениями. Инструментальная музыка абстрактно интуитивна, она несет порой трудно фиксируемые ощущения, выражая чувства и эмоции, которые при восприятии слушателем часто не совпадают с тем, что изначально было заложено композитором. Для передачи конкретных ощущений, человеческих чувств и эмоций необходимо слово, которое раскрывает сокровенный смысл произведения. В синтезе музыки и слова «рождается истина». Именно поэтому хоровое творчество играет заметную роль в музыкальном искусстве конца XX - начала XXI века.
Выдающийся русский композитор XX века Г.В. Свиридов в своих дневниковых записях (книга «Музыка как судьба») посвящает проблемам синтеза музыки и слова немало страниц. Говоря о разных подходах к литературно-поэтическому тексту, Свиридов делится своими наблюдениями над сложившимися в музыкальной практике способами «соавторства» композитора и поэта, музыканта и либреттиста и т.д. и т.п. По мнению Свиридова, существуют два способа «соавторства»: I) Автор музыки берет гениальное литературное (поэтическое) произведение и пытается приблизиться к нему в меру своего таланта. Из этого получается если не гениальное то, по крайней мере, талантливое сочинение. 2) Автор музыки берет литературный первоисточник, не возвышаясь до него, а наоборот, дотягивая его до своего уровня. И тех и других примеров немало в истории
музыки: 1) Шуман - Гейне (цикл песен «Любовь поэта»); Рахманинов -Пушкин («Не пой, красавица, при мне») и т.д.; 2) Мусоргский - Голенищев-Кутузов и др. В хоровом творчестве самого Свиридова находим и те и другие образцы: Пушкин - Есенин — Блок - Сологуб - Пастернак - Свиридов (1); Л.Прокофьев (2).
Хоровую музыку справедливо считают духовным искусством. Это понятие имеет более широкий смысл, чем кажется на первый взгляд. То, что лежит на поверхности смысла (русская и европейская церковная музыка) часто лишено духовности, несет формальный элемент службы: «погружение в таинство бытия и есть свойство великого искусства, которое всегда исполнено духовности. И в этом секрет его неувядания, сохраняемости во времени, бессмертия, как мы говорим. Поэтому бессмертны: греческий Лаокоон и «Всенощная» Рахманинова, индийский храм Тадж-Махал и Пятая симфония Бетховена, Древние русские стихиры, «Хованщина» и «Братья Карамазовы», Пушкинский «Пророк» и Революционные гимны. Все это -отражение высокого духа времени», - говорит Г.В. Свиридов [8,271].
Обратимся к истории. Москва, которая, после переноса столицы в Петербург, сделалась провинцией почти на два столетия, хранила в себе мощный духовно-культурный потенциал. Его-то и разглядели творцы нового направления, сложившегося на московской культурной почве к концу XIX века. Рождение «нового русского стиля» исследователи относят к 1882 году, когда в подмосковном имении Абрамцево была основана художественная колония. Хозяина этого имения - богатого промышленника и художника-любителя Савву Мамонтова называли «московским Лоренцо Медичи». В оперном театре Мамонтова впервые выступил Ф.Шаляпин. Но главной целью колонии было профессиональное возрождение народных ремесел. В мастерских велись поиски новых форм бытования искусства. Благодаря Мамонтову получали заказы на свои работы В.Васнецов, М.Врубель, С.Коровин, В.Поленов и А.Васнецов. Абрамцево виделось моделью эпохи нового русского Ренессанса. Здесь, помимо станковой живописи, велись