Ви є тут

Античность во французской опере 1890 - 1900-х годов

Автор: 
Азарова Валентина Владимировна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2006
Артикул:
133079
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
1 глава. Античность в культурном пространстве Франции
1890-1900-х годов_______________________________________________________________34
2 глава. Античность и христианский гуманизм.............................61
3 глава. Символы античного мифа......................................... 82
4 глава. Язычество и христианство...................................... 138
5 глава. Античность как «Золотой век»...................................251
Заключение _________________________________ —..................... 332
Список использованной литературы....................................... 348
Нотное приложение к 2 главе..............................................362
Нотное приложение к 3 главе............................................ 385
Нотное приложение к 4 главе..............................................................414
Нотное приложение к 5 главе --------------------------------------------496
Список иллюстраций.......................................................556
2
Введение
Античные идеи и образы на протяжении многих веков являлись эталоном единства индивида и космического универсума (общественного целого). Неотъемлемая основа античного мира - соотносительность общего и частного, личного и всечеловеческого, идея связи с целым - позволяла художникам разных национальных школ и направлений представить широкий диапазон «прочтений» античной темы. Античность обнаруживала свое существование в различных сферах: экзистенциальной, общечеловеческой, общехудожественной.
Под «античностью» мы подразумеваем понятие «греко-римская древность», а также «отношение» к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.1 Историко-культурная эволюция античности проходит несколько периодов: гомеровская Греция (XII - VI вв. до н. э.), Классика (V -середина IV вв. до н. э.), Эллинистический (конец IV -1 вв. до н. э.) и Греко-Римский (I в. н. э. - 25 г. н. э.). Определяющей вехой исторической эволюции является событие 467 г., связанное с низложением последнего римского императора Ромула Августула.
Существуют и расширительные понимания античности. Так, известный британский историк Питер Браун - создатель концепции поздней античности - показал зарождение в недрах античности христианства на Западе в обширном историческом диапазоне от IV до VIII в. н. э. Французский историк-медиевист Ж. ле Гоф (1924) выдвинул гипотезу о расширении границ периода античности до X в.
В диссертации мы учитываем сохранение черт поздней античности в переломную эпоху от античности к Средним векам, когда происходил переход от
1 Новый энциклопедический словарь. - М : 2005. - С. 56. В дайной диссертации принимается в качестве основного понятие «античности», приведенное в Новейшем энциклопедическом словаре - М : ACT- Астрель-Траншткнига 2004. - С 56; в Большом энциклопедическом словаре -М : ACT- Астрель. 2005.-С. 56.
3
вывести на театральную сцену как бы увиденные Буше и Ватто античные маски - не было осуществлено.' Образы античности в двух сборниках романсов Дебюсси «Галантные празднества» (1892 г. и 1904 г.) следовали, как и у Верлена, традиции современного лирического претворения античности -сквозь призму восприятия художников-живописцев «Золотого века».
К неосуществленным замыслам Дебюсси относятся отдельные названия произведений, принадлежащих к известнейшим сюжетам античной мифологии: «Диана в лесу» (Т. де Банвиль), «Орфей-царь» (В. Сегален). О восприятии аспектов античного мифа сквозь призму символизма свидетельствует заметная веха эволюции античности в творчестве Дебюсси -замысел оперы «Орфей-царь» на символистский текст одноименный поэмы В. Сегалена.2 Неосуществленная опера «Орфей-царь» К. Дебюсси позволяет по-новому увидеть перспективу символистского прочтения античности во французском оперном театре: линия воплощения сюжетов М. Метерлинка композиторами К. Дебюсси и П. Дюка не была единственной, в которой отдельные сюжетные и смысловые мотивы обнаруживали связь с античными мифами и символами- Миф об Орфее и Эвридике, разрабатываемый В. Сегаленом - К. Дебюсси в символистском ключе, подтверждает художественную актуальность явления нерасторжимой внутренней связи символизма с античной мифологией. Античность вела композитора к созданию новых музыкально-театральных форм, к мистерии.
Стремление к мифологизированию сквозь призму символизма было свойственно мышлению С. Малларме, А. Бергсона, К. Дебюсси, Г. Моро, ряда современных французских художников. Символистское претворение
' В 1869 г. П. Верлен, сочиняя цикл «Галантные празднества», вдохновлялся образами Буше и Ватто в парижской живописной галерее Лаказа.
? Аспекты сотрудничества названных авторов и история неосуществленной оперы К. Дебюсси «Орфей-царь» рассмотрены в статье А. Петровой [ 115; 179-193).
57
образов, мотивов, структурных элементов античного мифа явилось одной из определяющих стилистических констант искусства позднего романтизма и импрессионизма.
Вокальный цикл для голоса с фортепиано «Песни Билитис» воспроизводит нарочито стилизованное П. Луисом отражение атмосферы утонченных лирических чувств стилизованной античной поэзии. Названный цикл позднее был переосмыслен композитором, искавшим новую жанровую разновидность музыкально-театрального воплощения. В музыку для театральной постановки «Песен Билитис» в 1901 году композитор включил тембры арфы, античных тарелочек и флейты, воссоздающие дух античности.1
Образы античности встречаются в двух тетрадях Прелюдий для фортепиано Дебюсси («Дельфийские танцовщицы», «Канопа», «Терраса свиданий, посещаемая лунным светом»). Произведение «Остров радости» навеяно впечатлением от живописного полотна А. Ватто «Путешествие на остров Цитеры». Характерный облик танцующего фавна и театрализованной античной маски (из сонма малых божеств античного пантеона) получил новое воплощение в цикле «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в четыре руки (№ 2 «Для воззвания к Пану, богу летнего ветра»).
В творчестве Дебюсси античность не была «взглядом назад», к прошлому. Она вела композитора вперед, помогая сформировать новый стиль музыкального импрессионизма. Античная тема традиционно объявлялась в качестве основной темы для конкурсных работ выпускников Парижской Консерватории на Большую Римскую премию.2 Принимая участие в на-
' Названные тембры были ранее применены Дебюсси в Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна».
3 Мотивы античной мифологии характерны для кангатно-ораториального жанра, развиваемого французскими композиторами XIX века, в частности «в период от Гуно до Дебюсси» (П. Лан-дорми), а также для музыки к драматическим постановкам. Например. «Полисвкт» П. Дюка по пьесе П. Корнеля.