Ви є тут

Камерная музыка Виктора Платонова : опыт образно-смыслового анализа

Автор: 
Платонова Светлана Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294854
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................4
Глава первая. ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ПЛАТОНОВА В ПАНОРАМЕ МУЗЫКИ XX - XXI веков
1.1. Композиторский метод В.Платонова сквозь призму стилевых проблем отечественной музыки второй половины XX и начала XXI века.14
1.2. Эволюция авторского стиля.........................28
1.3. Духовное мироощущение В.Платонова в отражении драматургии музыкальных произведений..................................42
Глава вторая. ВНЕМУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КОМПОЗИТОРА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
2.1. Синтез живописи и музыки как важнейший стилеобразующий фактор в-
творчестве В.Платонова........................................55
2.2. Взаимодействие поэзии и музыки в творчестве В.Платонова..76
Глава третья. УНИВЕРСАЛИЗМ ФОРТЕПИАНО КАК ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ В.ПЛАТОНОВА
3.1. Звуковой образ фортепианных сочинений (на примере сонат).98
3.2. Особенности инструментального диалога в камерио-инструменталыюй музыке....................................................107
I
3.3. Фортепиано в камерно-вокальной музыке...................121
3.4. Оркестральность фортепиано — как отражение творческой многомерности автора......................................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................144
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................150
2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ..................171
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 НОТОГРАФИЯ......................208
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ДИСКОГРАФИЯ.....................212
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН .............216
>
3
средства с характерными элементами джазовой и рок-музыки. Среди них типичные джазовые приёмы: интенсивный ритмический drive, и импровизаци-онность, специфический тип аккомпанемента - блуждающий бас {walking bass), преобладание пунктирного «шаркающего» ритма {shuffle rhythm), насыщенность риффами и брейками, широкое применение офф-бита, наконец использование цитат знаменитых джазовых «бестселлеров» — мотива из «St.-Louis Blues» и спиричуэла « When The Saints Go Marching In» («Когда святые входят в рай») [пример № I]5. Во второй части фортепианной сонаты «Final solution» (Toccata in rock) характерная для рок-музыки «битовая» акценти-
N
ровка на 2 и 4 доли пронизывает музыкальную ткань в статичном остинато левой руки и в более подвижной акцентной фактуре верхнего пласта, содержащей вкрапления фрагментарных отрывков серии [пример № 2]. Оригинальные решения находит автор для инкрустирования ритмизованной декламации текста в стиле «рэп» в фортепианную фактуру в «Репке в стиле рэп» [пример № 3).
Примеры ассимиляции бытовых жанров встречаются в мини-опере «Лукоморье» (1999 г.). В кульминации второго действия комический пародийный эффект вносит использование жанровых моделей рок-н-ролла и фокстрота [пример № 4]. Третий акт «Лукоморья», где Шемаханская царица поёт романс на фоне танца гурий, решен в стилистике «клипа»6, одного из популярных аудиовизуальных жанров современной эстрадной музыки.
«Ария в старинном стиле» и Рондо для струнного квартета (1983 г.) построены на идее стилевого совмещения «ретроспективных» жанровых моделей (с их традиционно классическим принципом формообразования) с новаторскими приёмами музыкального языка.
С появления в 1985 году первой одночастной Сонаты для фортепиано намечается поворот в сторону атональности. Во многих произведениях этого
5 Нумерация нотных примеров в приложении к диссертации даётся по мере упоминания произведений в тексте.
0 clip (англ.) - вырезанный кусок кинофильма; или небольшой нидсоролик, сопровождающий музыкальное произведение.
20
периода отсутствует конкретная тональная основа и, чаще всего, их ладо-гармоническое содержание определяет звукоряд свободно-хроматического типа, иногда в сочетании с элементами серийности. В этом плане путь развития творческого мышления В.Платонова смыкается с поисками композиторов, начинавших как продолжатели «классического» направления, а в дальнейшем эволюционировавших в сторону усложнения музыкального языка. В качестве примера можно назвать творчество Б.Чайковского — яркого представителя «школы Д.Шостаковича», использовавшего элементы серийности в сочинениях 60-х годов (Партита для виолончели и камерного оркестра — 1966 г.; Камерная симфония — 1967 г.).
В 90-е годы композитор активно сотрудничает с ведущими хоровыми коллективами Рязани, поэтому закономерным в его творчестве становится появление хоровых сочинений, представляющих собой новую ступень в использования метода стилевого синтеза. Автор ассимилирует восточные и европейские традиции («Концерт для женского хора и подготовленного рояля на стихи японских композиторов» (1997 г.), соединяет фольклорную и академическую стилистику (хоровая сюита «Игрища на Скоморошинской» в 4-х частях для женского хора, сопрано соло, флейты, кларнета и подготовленного фортепиано, 2004 г.).
Композиционные методы обработки фольклорного материала у
В.Платонова сочинениях генетически связаны с приёмами, впервые использованными И.Стравинским в «Жар-птице», а затем развитыми в «Петрушке», «Весне священной» и «Свадебке». Здесь и собственные многовариантные распевы мелодий, включающие свободную имитацию, и метроритмическое варьирование, образующие, как и в музыке И.Стравинского, «монтажно вырезанную раму» голосоведения (определение С.Савенко), и способы ости-натной деформации фольклорных мелодий, и вполне традиционные примеры инкрустирования народно-песенных цитат в ткань сочинений, и примеры фольклорных стилизаций. Все эти приёмы в музыке В.Платонова органично сочетаются с полифоническими методами [пример № 5].
21