Ви є тут

Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл : Белгородско-Курское пограничье

Автор: 
Карачаров Иван Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
277459
179 грн
Додати в кошик

Вміст

і
Содержание
Введение..................:................................................................3
Обзор литературы по теме...................................................................7
Глава I. Исторические условия формирования песенной традиции бассейна Пела и ее музыкально-этнографические особенности................................................... 16
1. Исторические условия формирования русской народной песенной культуры Белгородско -Курского пограничья ............................................................Г.........16
2. Система музыкальных жанров и формы бытования песенного фольклора.......................27
Танки.....................................................................................29
Карагоды................................................................................. 31
Календарные обрядовые песни...............................................................I:........................................................... 38
Протяжные лирические песни................................................................41
Драматургия традиционного свадебного обряда в селах бассейна Пела.........................43
Символика свадебного обряда. .............................................................59
Музыка ^погребального обряда {........................................................... 63
Детский:'музыкальный фольклор и фольклор для детей........................................64
Особенности псельского народно Глава II. Музыкально-стилевые се
1. Основные виды слогоритмичес
2. Особенности метрической орга низации напевов...........................................87
3. Особенности музыкальной ритмической организации напевов................................93
4. Композиционное строение песен Попселья ................................................98
5. Основные разновидности ладовых структур ..............................................108
6. Принципы сложения полифонической фактуры в аЦсамблевом пении Попселья.................115
7. Особенности исполнения традиционных Лародных^песен....................................150
Заключение...............................I........{......................................153
о костюма /.................................................64
ойства песен.................................................70
<ой организации напевов......................................70
Литература...............................5.........X.....................................160
Нотное приложение........................!.........«.....................................171
і
2
ВВЕДЕНИЕ.
Постановка проблемы. Русская народная музыкальная культура, как известно, при всей своей целостности и монолитности, объединяет в себе ряд разнообразных региональных традиций. К концу XX столетия в отечественной музыкальной фольклористике о подобного рода явлениях в русском народном музыкальном творчестве сложилось достаточно полное представление. Были определены территории и выявлены важнейшие стилевые черты основных региональных традиций (северорусской, западнорусской, среднерусской,
южнорусской и других).
В настоящее время особенно актуальным становится углублённое детализированное изучение локальных местных стилей, раскрывающих наиболее характерные региональные составляющие общерусского
музыкального фольклора.
Работа по изучению южнорусской народной музыкальной культуры, активно проводившаяся во второй половине XX столетия, позволила обнаружить ряд входящих в нее достаточно самостоятельных песенных традиций. Исследователи отмечали (122) определенную общность песенных стилей в сёлах, расположенных вокруг бывших городов-крепостей Белгородской засечной черты - Усёрда, Верхососенска, Палатова. Однако работа по выявлению узколокальных особенностей в южнорусском
музыкальном фольклоре еще далека от завершения.
Материалы, полученные нами в результате полевых исследований на территории Белгородско - Курского пограничья (северо-западные районы Белгородской и юго-западные Курской областей) позволили выдвинуть предположение, что в бассейне реки Псёл расположена стилистически единая песенная традиция, существенно отличающаяся от других известных нам на Юге ' России. Анализ собственных записей, а также материалов, опубликованных другими исследователями, подтверждает эту гипотезу.
Исторические документы указывают на сложный характер заселения области верхнего Попселья. В далекие исторические времена (по крайней мере, с IX в.) она была освоена славянами-северянами. Монголо-татарское нашествие XIII в. привело к опустошению южнорусских земель. Вторичное заселение территории произошло в XVI - XVII в.в., что было связано со
Глава I
Исторические условия формирования песенной традиции бассейна Пела и ее музыкально-этнографические особенности
1. Исторические условия формирования русской народной песенной культуры Белгородско - Курского пограничья
История формирования русской народной песенной культуры Белгородско-Курского пограничья тесно связана со сложными эволюционными процессами, происходившими на территории Курского края на протяжении многих веков. Осмысление исторических факторов, повлиявших на ее становление и развитие, играет чрезвычайно важную роль для понимания сущностных проявлений местной музыкальной традиции.
По мнению ученых, историческое развитие Курского края, было во многом определено его природными условиями. Так, Г. Булгаков писал (15), что наиболее яркой особенностью местной природы, с точки зрения эволюции культуры, является порубежный характер края, как границы леса и степи. Лес в далеком прошлом всегда был местом, где селились оседлые племена, создавшие достаточно высокую культуру. Степь же всегда таила в себе орды кочевников, грабивших обитателей леса. В силу своего местоположения, Курский край на протяжении почти всей своей истории (вплоть до начала XVIII
в.) был ареной самой ожесточенной, упорной борьбы оседлого населения со степняками.
Второй существенной особенностью природных условий является сближение на территории края трех важных речных систем великой русской равнины. Река в прошлом - большая дорога. Поэтому и процесс заселения края, и процесс развития в нем обмена, торговли в значительной степени определяется речными факторами.
Третья, менее характерная, но самая важная особенность местной природы, оказавшая огромное влияние на эволюцию местной культуры, это -благоприятные условия для развития производственных процессов сельскохозяйственного и промышленного характера. Южные черноземы, а
16
также лесные ресурсы и степные травы - богатая основа для формирования земледельческой культуры и скотоводства, особенно в связи с умеренным и ровным климатом края. Флора, фауна, полезные ископаемые всегда давали прочную материальную базу для развития местного хозяйства в виде охоты, рыболовства, бортничества, изготовления орудий производства.
Материалы, которыми на сегодняшний день располагает историческая наука, позволяют выделить в процессе заселения Курского края три основных периода.
Первый связан с существованием здесь с давних исторических времен (по крайне мере с IX века) аборигенного славянского населения - северян.
Второй обусловлен колонизационными процессами Московской Руси XVI -XVII веков и строительством Белгородской оборонительной черты.
Третий связан с вольным и помещичьим заселением данной территории поздними переселенцами XVIII века.
Несмотря на все многообразие процессов, происходивших во время становления народной культуры Попселья, мы выделяем в них две основные тенденции, которые довольно ясно просматриваются в современном облике местной традиции.
С одной стороны, в ней четко проявляются черты стилистического единства. На внешнем уровне они, прежде всего, выражаются в преобладании хороводно-плясовых песен, обслуживающих как «календарь», так и главные обряды жизненного цикла (например, свадьбу, где тоже исполнялись хороводные песни). Именно хороводно-плясовые песни и составляют жанровостилевую доминанту всей традиции. На наш взгляд, стилистическое единство местного музыкального фольклора возникло под воздействием различных факторов, прежде всего связанных с историческим процессом консолидацией местного населения и формированию в бассейне Пела единого культурного пространства.
С другой стороны, большое разнообразие этнографических групп, принимавших участие в заселении южнорусских земель, во многом обусловило внутреннюю неоднородность традиции. Это наглядно выражается в присутствии в современной культуре Попселья нескольких микротрадиций, имеющих индивидуальные черты.
17