Ви є тут

Народная песня как феномен китайской культуры

Автор: 
Чан Лиин
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
159
Артикул:
172679
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Истоки и основные этапы развития 9
китайской народной песни
Глава Н. Проблемы классификации китайских 44
народных песен
Глава III. Особенности народных песен различных 80
провинций Китая
Заключение 138
Список литературы 140
Приложение 1. Династии и эпохи китайской истории 147
Приложение 2. Песни из сборника «Шицзин» 151
Приложение 3. Китайские лады 157
Приложение 4. Карты Китая 158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI века - эпоха интенсивного сближения китайской и российской цивилизаций. Возникают и множатся контакты в политико-экономической, образовательной и культурной сферах, что подтверждается объявлением 2007 года «Годом Китая в России».
В этих условиях все больше возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран, постижению своеобразия национальных традиций и их истоков.
В связи с этим особую актуальность приобретает исследование «начала начал» китайской музыки - народной песни, являющейся основой как собственно музыкальных, так и многих жанров смежных видов искусств. Народная песня по праву считается настоящей сокровищницей культуры Китая. В народно-песенном творчестве как в зеркале отразилась история страны, думы и чаяния людей; из него во все времена черпали темы и сюжеты профессиональные композиторы, мастера поэтического и театральнодраматического искусства.
Вместе с тем, китайская народная песня заслуживает внимания не только лишь как «база» для формирования различных направлений в китайской культуре и искусстве. Разнообразие, богатство и х^ дожественные достоинства огромного пласта китайских народных песен дают основания рассматривать их и как важнейшее самостоятельное явление, имеющее свою историю, традиции, тенденции развития, структуру и особенности.
Таким образом, представляется несомненной насущная необходимость и актуальность трудов, посвященных изучению и систематизации китайского музыкального фольклора, обнаружению и постижению его генезиса, истории и жанровой специфики.
Степень изученности проблемы. Проблема целостного исследования народных песен в настоящее время еще не получила должного освещения. Несмотря на то, что в Китае существует множество изданных сборников на-
I ^
ляющие: для благородного сословия и для низшего (презренного) . Признавалось, что музыка содействует общению и объединению людей, и, значит, может оказать помощь императору сохранить сословный порядок и эффективно править народом. В тот период бытовал очень строгий этикет со своими правилами и церемониями и соответствующей им музыкой. Существовали и определенные ограничения. Например, император мог приносить жертвы предкам «Юн сун», а чиновник сделать этого был не в праве18. Встречи двух монархов обычно сопровождались исполнением «дая» «Вэнь ван», в то время как чиновникам, устраивавшим пир в честь послов из других стран, предписывались музыкальные композиции «сяоя», «крик оленя», «Четыре пиона древовидных», «Хуан хуан чжэ хуа».
Дворцовую музыку эпохи Западой Чжоу традиционно разделяют на шесть династий, в число которых входят: Юль мэнь (авторство приписывают мифическому императору Хуан-ди), Санъчи (период императора Яо), Дасао (период императора Шунь), Дася (период императора Юй), Даху (эпоха Шан) и Дау (эпоха Ранней Чжоу). Эта музыка исполнялась, главным образом, во время принесения жертв небу, полю, горе и предкам. Церемонии проводились с большим размахом, мелодии использовались спокойные, медленные и величественные, вселяющие в человека соответствующие моменту чувства.
В музыке Западной Чжоу различают: «Сун стиль», «Стиль Я», «Музыка в доме», «Музыка Сыи»19. «Сун стиль» - пение под музыку во время торжества; исполнение приурочивали к церемонии принесения жертвы предкам, встрече двух монархов, большим стрельбам и другим важным событиям. Содержание «сун» связано с историей и легендами, музыка ее спокойная и мелодичная, пению обычно аккомпанируют на сэ. «Стиль Я» подразделяется на «Да я» и «Сяо я». Смысл «Да я» и «Сун» во многом схожи, поэтому испол-
17 См. также об этом: Чжу Циань Чжи История музыки Китая. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1989.
18 См. подробнее об этом: Чжоу Чаи Музыкальная история Древнего Китая. Ухань: Изд-во Института искусств Хубэя, 1980.
19 Цзинь Вэнь Да Музыка Древнего Китая. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1994. С. 39-47.
няются они в одних и тех же случаях. «Сяо я», напоминающая народную песню или ее обработку, использовалась в пении чиновников в деревне; ак-
70
компанемент на сэ или цинь обусловили ее название, которое переводится как «пение в сопровождении струнных инструментов». «Музыка в доме» означает музыкальное оформление пира самой императрицы и вторых жен императора. Важное место здесь занимает музыка Чжоунань и Чжаононе; петь необходимо под цинь и сэ, без применения чжун и цин21. «Музыка Сыи» -музыка людей разных национальностей, которые жили в приграничных районах во времена династий Чинь, Чу, У, Юе. Большинство песен и танцев исполняли под аккомпанемент духовых инструментов.
В период Чуньцю в Китае на смену рабовладельческому строю приходит феодальный. Развиваются сельское хозяйство, ремесленные производства, торговля. Появляются города Сяньян, Гуян, Ханьдань, Линьцзы и другие, оживляется сообщение между ними. Использование кисти для письма, бумажной и шелковой материи способствуют культурному обмену. Активизируется общественная жизнь, возникает «соперничество ста школ», отражающее становление научной мысли. В это же время создается первое музыкальное эстетическое произведение «Юэцзи» («Записки о музыке»), живут и работают многие выдающиеся народные музыканты22.
Под влиянием новых идейных течений старая система этикета и музыки оказывается на грани исчезновения, в то же время переживает значительный подъем народная музыка, и на нее обращают большое внимание князья и чиновники, стремящиеся к политическим реформам. Национальное музыкальное творчество процветает в районах Чжэн, Вэй, Сун, Ци и других, где
20 Цинь — один из самых древних и важнейших в китайской музыке щипковых инструментов. Его полное название - цисяньцинь, что означает семиструнный цинь. В Древнем Китае под цином подразумевались все струнные инструменты. См.: Лиао Фу Шу Музыка в Древнем Китае. Пекин: Музыкальное изд-во, 1963.
21 Чжун (бронзовые колокола) и цин (каменные плиты) — части ударных инструментов бяньчжун и бяньцин. В конструкцию бяньчжун входят 16 бронзовых колокольчиков, в бяньцин - 16 каменных плит.
22 См также об этом: Шень Чжи Бэй Очерк по китайской музыкальной истории. Шанхай: Издательство «Искусство», 1982.
15