Ви є тут

Традиционные жанры и формы в русской органной музыке XX века

Автор: 
Петрова Анна Алексеевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
206
Артикул:
1000334759
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
Оглавление:
страницы
Введение 2
Первая »лава - Органное творчество Глазунова и Гедике 14
Л. К.Глазунов 15
Л.Ф.Гедике 38
Вторая глава - Традиционные жанры и формы в творчестве русских композиторов 20-90 годов XX века. 74
Прелюдия и фуга 75
Фантазия 87
Пассакалия 100
Сонаты и сюиты 127
Концерт 155
Заключение 172
Список литературы 175
Нотные примеры и приложения 182
2
Введение.
Эпохой расцвета органного творчества и исполнительства в России стала вторая половина XX века. Столь поздний расцвет органной музыки в нашей стране связан с особенностями ее историческою развития.
На протяжении многих веков орган и органная музыка в культуре России занимали место второстепенное. Прежде всего, это было обусловлено принципиально различными ролями инструментальной музыки в церковных службах Западной Европы и России. Если в католических и протестантских храмах во время мессы звучал орган и допускалось использование других инструментов, то православная церковная традиция отрицала любое инструментальное сопровождение службы. Тем не менее, орган в православном государстве существовал в качест ве инструмента светского, как, впрочем, и в Византии, откуда и был завезен в Россию.
Очень важно отметить, что с момента появления органа в инструментальном обиходе Руси и в течение последующих десяти веков звучание его не ассоциировалось с духовной музыкой. Орган для российского слушателя не был носителем сакрального начала, он был просто одним из музыкальных инструментов.
На протяжении нескольких столетий органными мастерами и исполнителями на органе были, в основном, приглашенные в Россию иностранцы. В Москве в семнадцатом веке работал известный польский органный мастер Симон Гутовский; здесь же веком позже начинает выступать с органными концертами Иоганн Вильгельм Гесслер. Профессиональная подготовка исполнителей на органе в России начинается лишь с момента учреждения Петербургской консерватории. Когда в 1862 г. в столице открывается первая консерватория, должность преподавателя органа занимает органист петербургской лютеранской церкви св.Петра и Павла Генрих Штиль. Сначала у консерватории не было собственного инструмента и ученики (а среди них были Г.Л.Ларош
18
нему рока. Неумолимая сила, ломающая судьбы людей - сс олицетворением и выступает Dies irae в Шестой симфонии Мясковского, «Манфреде» Чайковского, в Третьей симфонии и в уже указанных сочинениях Рахманинова.
В своей Фантазии Глазунов предпочитает зашифровать тему и ритмически, и фактурно. В привычном для нас варианте (то есть постепенно спускающимися, ровными длительностями) секвенция не проводится ни разу. Было бы уместно в дальнейшем для наименования главной темы Фантазии избрать не прямое определение - Dies irae, a quasi Dies irae, ибо здесь мы сталкиваемся не с цитатой в точном смысле слова. Скорее всего, в намерения Глазунова входило желание вызвать лишь ассоциации с хорошо известной темой.
В самом начале Фантазии, в ее первой части q.D.i. превращается в печальную, никнущую мелодию, приближенную по своему настроению к плачу. Эта тема охватывает весь диапазон инструмента, спускаясь из верхних октав manual’а в партию Pedal. При этом она не теряет своего проникновенного настроения.
В целом, Фантазия представляет собой развернутую трехчастную структуру, основанную на одной теме. Однако между всеми частями возникает контраст и темповый, и ладовый, и фактурный, и, что наиболее важно, образный. Можно проследить процесс постепенною «просветления» q.D.i. Он начинается во Второй части, где тема переходит из минора в мажор и приобретает умиротворенный и задумчивый характер. В следующей за Второй частью Фуге q.D.i. перерождается в решительную, торжественную тему, ликующе звучащую в Финале всей Фантазии:
19
ц.О.і. І часть Фантазии
Т’сма Фуги
ЛПг£ГО гЫи(о Ш4-П-) н» 1 ~М~» Ф ^ г" ■ =1 И-1-1- н 1=1 pH
і —^ 1 Ш і ■ . -4 11 —
Вся Первая часть Фантазии погружена в сферу русской лирической образности. Ностальгия по ушедшему сквозит в обеих темах: кроме Глазунов вводит здесь вторую тем}-, представляющую собой тонкую стилизацию русских церковных распевов:
т | т 1!
и= — г кф 1
Она не противоположна общему настроению Первой темы, хотя и контрастирует с ней и аккордовым складом, и динамическими оттенками. Однако приоритет в развитии остается за я.Ш . Она сплетает кружевну ю вязь имитаций, где порой звучит в изложении как одинаковыми, так и различными длительностями. Например, с 82-го такта возникает имитация между q.D.i. в теноре (движение восьмыми) и в сопрано (движение четвертями). Из этих имитаций, секвенций, складываются две