Ви є тут

Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX - XX вв. : Этномузыкологические очерки

Автор: 
Соломонова Наталья Алексеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000302409
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................................4
Историография вопроса.................................16
Экспедиционные материалы..............................37
Архивные, музейные источники..........................41
Глава I. Народы Дальнего Востока: рассечение, численность, быт
и культура ...........................................48
Расселение и численность..............................48
Хозяйство и быт.......................................54
Некоторые вопросы этнических контактов в
свете памятников художественной культуры.............63
Глава П. Типология жанров традиционного фольклора...................68
Приуроченные жанры....................................71
Речитации, песни и инструментальные наигрыши, непосредственно и опосредованно связанные с трудом; колыбельные песни; гостевые песни; музыкально-стилевые виды праздников тотема; обрядовые речитации и наигрыши; звуковой комплекс шаманского пантеона.
Неприуроченные жанры..............................139
Диахронные жанры: песни, звучащие в сказках, легендах, мифах, песни, сопровождающие танец; песни-воспоминания, песни- жалобы девушек; песни о любви; песни о родном крае; сатирические песни; частушки.
Глава III. Стилистика песенного фольклора........................160
Типы мелодических структур..........................160
Соотношение мелодии и стиха.........................175
Типы слоговых музыкально-ритмических форм во взаимодействии с типами песенного стиха.............184
Глава IV. Профессиональная музыкальная культура и современный
фолъклоризм.........................................192
Становление институциональных основ музыкальной
жизни...............................................192
Жанрово-с тилевые черты творчества композиторов региона и принципы претворения фольклора в их произведениях.......................................221
Традиционные жанры этнических культур в контексте
3
современности.......................................255
Заключение........................................................267
Приложение.
Список использованной литературы..................278
Список принятых сокращений........................299
Нотные примеры....................................300
34
Совпадение объективности и истинности оценочных представлений зависит от характера социальной обусловленности соответствующих им потребностей, стремлений и установок человека по отношению к указанным предметам. А.Я.Хапсироков приходит к выводу, что человеческое познание необходимо рассматривать ... как складывающееся из единства и взаимодействия двух противоположных компонентов - отражения и оценки (335, с. 178, 182).
Развивая методологию целостного анализа музыкальных произведений, Л.А.Мазель указывал на необходимость включения аксиологического элемента, "поскольку ... рассматриваются не только решенные в произведении задачи, но и степень убедительности их решения, выясняется значение произведения для развития музыкальной культуры, обнаруживаются содержащиеся в нем художественные открытия. Приходится говорить лишь об аксиологическом элементе, т.к. вопрос о научно обоснованной оценке произведения и ее критериях очень сложен, многосоставен, и помимо всего ... предполагает анализ социального бытия произведения, его исполнений и его восприятия различными кругами слушателей” (196, 82).
Уже более ста лет ученые различных стран мира, в том числе Соединенных штатов Америки, Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Польши, Венгрии и др. пытались исследовать культу ру, историю, искусство, в том числе и музыкальное, наряду с орнаментом, хореографией, устным народным творчеством, шаманизмом, обрядами и обычаями, национальными играми аборигенов Сибири и Дальнего Востока. Как правило, эти ученые, не знати русского языка, или плохо владели им. Анализируя основной корпус иностранной литературы, отметим такую закономерность: зарубежные ученые в основном собирали фактологический материал по всем перечисленным нами проблемам. Линия на философское обобщение материала во многих книгах и научных статьях иностранных авторов почти полностью отсутствует. Но следует подчеркнуть, что эмпирические данные, собранные этими
35
ис с л б до вате л ями. имеют чрезвычайно важное значение. На основе лих данных достаточно часто русские ученые могли делать некоторые оообшения о численности, расселении, социальном быте, жизненном укладе, культурных традициях и т.п.
Следует отметить и другую закономерность в исследовании культуры Дальнего Востока иностранными авторами: они как правило, либо отрицали национальное своеобразие в культуре и искусстве аборигенов, либо считали что их история и этнография не имели никакой самобытности и своеобразия и были во многом заимствованы от соседних народов -китайцев, японцев, корейцев и др. Это наиболее рельефно просматривается в работах Т.Аткинсона, Дж.Тронсона, П.Коллинза, Г.Лансделла, Г.Тилли и др.
Основную иностранную литературу, посвященную проблематике нашего исследования, можно условно разделить на два направления - западноевропейское и восточное.
Западно - европейские исследователи акцентируют внимание на сложных проблемах исторического прошлого этносов, родовых отношениях и др. вопросах, которые не вписываются в ряд однозначных решений. В изучении культуры народов Нижнего Амура трудно переоценить значение американского ученого-востоковеда Бертольда Лауфера, который, занимаясь сбором материала по декоративному искусству и орнаменту, впервые использовал фонограф и один из первых записат шаманское камлание, фрагменты медвежьего праздника у нивхов, которые в настоящее время хранятся в Институте естественных наук Нью-Йорка. В основном же, как мы уже отмечали, проблемы, интересующие западно-европейских авторов, все же сводятся к описательности (385; 388; 404; 405; 407; 393; 394; 395; 397; 398; 386; 399).
Большой интерес по проблеме представляет исследование по айнам и орокам. Уникатьные песенные жанры айнов, связанные с их анимистическими представлениями, обрядами и обычаями, нашли отражение в книге Сарасины