Ви є тут

Композитор: очерки по истории профессии

Автор: 
Иванова, Светлана Вячеславовна
Тип роботи: 
очерки по истории профессии
Рік: 
2005
Артикул:
172797
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2

Введение 4
(Сочинитель и общество. Типы социальных структур общества и система социальных ролей. Теория дискурсивных практик
М.Фуко в ее применении к музыковедению)....................
Глава первая.
Музыкальные дискурсы............................................... 45
Глава вторая.
Становление композиторской профессии в культурных традициях Средневековья и Возрождения...........................
65
Клирик-композитор.......................................... 67
Номинальные клирики-светские композиторы................... 72
Текстуализация музыкальной культуры и новые
коммуникативные ситуации в искусстве....................... ^
Нотопечатание.............................................. 85
О биографических заметках.................................. 94
Глава третья.
Новоевропейский композитор и идеал совершенного
произведения........................................................ ^
Композитор-универсал при церкви.............................. 104
Основные характеристики композиторской профессии в XVIII
ВЄКЄ......................................................... 114
Придворный композитор, НоНсотропІБІ.......................... 117
«Интерьер деятельности», обязанности и стиль работы
придворных композиторов....................................
Композиторы в зеркале биографий и автобиографий.............. 136
3
Композитор и слушатели.................................... 142
» Композитор и нотные издатели.............................. 145
Глава четвертая.
Композитор как национальный и духовный лидер.................
Философская концепция индивидуального гения............... 150
Критики................................................... 169
Композитор-кумир («звезда»)............................... 181
За пределами «дискурса звезд»............................ 195
Заключение..................................................... 197
Список литературы.............................................. 204

наследуемый (а не достигаемый) характер (например, статус музыканта племени в первобытном обществе).
Из множества статусов, которые занимает человек, необходимо выбрать главный статус. Именно этот главный статус, прежде всего, определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).
По мнению социологов, в большинстве случаев особое значение имеет статус человека, связанный с профессией, работой, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако практика показывает, что статус, связанный с работой человека, может в некоторых случаях не определять главного статуса человека. Как определить главный статус композитора, вынужденного зарабатывать на жизнь преподаванием сольфеджио в детской музыкальной школе?
Следует различать основную, общую иерархию статусов и специфическую, использующуюся в особых условиях. Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам сочинитель музыки. Такое неадекватное возможностям человека понимание положения в обществе может иметь для него драматические последствия, порождая внутренний и внешний конфликты, противоречия.
Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем) социологи говорят об обобщенном статусе, иначе называемом «индексом социальной позиции», значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.
Зачастую имущественное положение композитора, признанного национальным или духовным лидером общества, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие
деньги, занимаясь экономическими аферами и т.д. Чей статус, социальная позиция выше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого, интересную и дефицитную профессию третьего? По-видимому, существуют разногласие между реальной позицией и отношением, мнением о социальной роли, которую выполняет человек; фактическая иерархия ролей и общественное мнение о ней. В этой связи интересно познакомится с размышлениями социологов о социальном «престиже». Социальный «престиж» (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленный за конкретным статусом), представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении.
Сам «престиж», и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: а) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводство его структур; б) системы ценностей, шкалы предпочтений, исторических традиций, учитываемых в данной культуре. В связи с этим «престижность» статусов у различных народов, а также различных слоев одного народа имеет много общего, и в то же время весьма специфична.
Иерархия статусов, их «престижность» утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудно уловимых процессов, не всегда осознаваемых предпочтений. В каждом обществе существуют порой парадоксальные, но очень тонкие «весы», которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данного общества позволяют определить престижность того или иного статуса, той или иной профессии.
Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов - материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Заметим все же, что общество поддерживает лишь ту иерархию, которая объективно важна в данный момент. В какой-то другой исторический период, в другой ситуации приоритеты общества могут измениться.