2
Оглавление
Введение............................................................3
Глава 1. Становление С. М. Ляпунова как композитора - пианиста....13
1.1 Годы учения и первые композиторские опыты........................13
1.2 Влияние Балакирева на формирование творческого облика Ляпунова как фортепианного композитора............................................31
1.3 Педагогическая и исполнительская деятельность Ляпунова...........39
Глава 2. Фортепианные произведения малых форм......................59
2.1 Ранние неопубликованные сочинения................................59
2.2 Фортепианные миниатюры......................................... 69
2.3 Прелюдии соч. 6: история создания и особенности строения
цикла...............................................................111
2.4. Двенадцать этюдов соч. 11 как вершина концертно-виртуозного
пианизма Ляпунова...................................................136
Глава 3. Фортепианные произведении крупной формы..................164
3.1. Сольные произведения...........................................164
3.2. Сочинения для фортепиано с оркестром...........................183
3.3. Фортепианный секстет...........................................199
Глава 4. Характеристика фортепианного стиля Ляпунова..............206
4.1. Истоки фортепианного стиля Ляпунова............................206
4.2. Основные принципы формообразования, мелодика и ладо-гармонические особенности.........................................................212
4.3. Исполнительские указания (темп, динамика, артикуляция, аппликатура и педализация)........................................................225
4.4. Особенности фортепианной фактуры...............................236
Заключение........................................................245
Использованная литература.........................................250
Использованные архивные источники.................................261
Приложение «Фортепианные произведения С. М. Ляпунова».............283
3
Введение
Во второй половине XIX в. в России особенно мощно развивалось фортепианное искусство, что было обусловлено выдвижением целой плеяды плодотворно работавших в области фортепианной музыки выдающихся отечественных композиторов (А. Г. Рубинштейн, композиторы «Могучей кучки» и Беляевского кружка, П. И. Чайковский), открытием первых русских консерваторий, появлением концертной организации Русское музыкальное общество, а также частыми гастролями известных западных пианистов-виртуозов.
Фигура русского композитора, пианиста, дирижера, музыковеда, фольклориста, редактора, педагога и общественного деятеля Сергея Михайловича Ляпунова (1859 - 1924) занимает значительное место в истории отечественной музыкальной культуры. Особый интерес Ляпунова к сочинениям представителей новой русской школы и встреча с ее основателем М. А. Балакиревым, положившая начало многолетнему творческому содружеству двух композиторов и их личной дружбе, предопределили выбор Ляпуновым направления в отечественном музыкальном искусстве, которому он остался верен до конца жизни.
Период творческой зрелости Ляпунова пришелся на время больших социальных потрясений, которые будоражили Россию на рубеже веков. Общественная жизнь в условиях двух революций, гражданской и первой мировой войн не могла не повлиять на развитие искусства, вызвав обострение творческих противоречий между приверженцами устоявшихся традиций русской музыкальной классики XIX в. и сторонниками новых направлений — декадентства и модернизма. В эпоху катаклизмов Ляпунов сохранил связь с реалистическим направлением, создав целый ряд вполне самобытных произведений, опирающихся в своем тематизме и принципах развития на народные истоки. В этом плане Ляпунов продолжил связанные с освоением стилистики русских и восточных фольклорных пластов тенденции творчества многих
28
виртуозные пьесы композиторов-романтиков: фантазии Шопена и Шумана, «Крейслериана» Шумана, «Исламсй» Балакирева. Сочинения классиков игрались сравнительно редко. Известно, что Пабст любил усложнять пьесы виртуозными пассажами собственного сочинения. Сохранились сведения о том, что Ляпунов отказался играть f-molV ный концерт Шопена с переделками «якобы Таузига», как предлагал ему Пабст.
За три года обучения на старшем курсе консерватории Ляпунов прошел в классах Клиндворта и Пабсга большое количество произведений, среди которых следует отметить пьесы значительной трудности: 32 вариации и сонату ор. 111 Бетховена; «Карнавал», токкату, интермеццо и симфонические этюды Шумана; венгерские рапсодии № 8 и 12, этюд «Блуждающие огни» и несколько транскрипций Листа; этюды и концерт f-moll Шопена. Некоторые из этих сочинений Ляпунов исполнил на ученических вечерах, в которых он начал принимать регулярное участие с 1880 г., выступая, и как солист, и в ансамблях.
Кроме занятий по специальности и обязательным теоретическим предметам, Ляпунов пел в консерваторском хоре и участвовал в первой постановке «Евгения Онегина» на сцене Малого театра, которая состоялась 17 марта 1879 г. Спектакль был подготовлен силами учащихся Московской консерватории, дирижировал Н. Рубинштейн. Ляпунов также три раза в неделю посещал репетиции симфонических концертов, а по субботам - и сами концерты. Он помогал работе оперного класса в качестве хормейстера и дирижера и получил ценный опыт в управлении хором и оркестром. С участием Ляпунова в 1879 - 1880 гг. была разучена опера «Фиделио» Бетховена, поставленная на сцене Большого театра 5 апреля 1880 г. п/у Н. Рубинштейна.
Во время обучения в консерватории состоялось первое выступление Ляпунова как композитора и дирижера в концерте учеников Московской консерватории 22 января 1883 г. в пользу недостаточных учащихся. Было исполнено скерцо F-dur для парного состава оркестра с тромбонами и ударными35.
35 Рукопись хранится в ОР РНБ, ф. 451, оп. I, сд. хр. 39 и датирована бянваря 1883 г.
29
В рецензии на этот концерт в «Московских ведомостях» от 28 января 1883 г. музыкальный критик С. В. Флеров (выступающий под псевдонимом 1%поШ5) отметил, что «скерцо для оркестра, сочиненное и продирижированное учеником Консерватории г. Ляпуновым, <...> отличает в авторе несомненную талантливость и дар к изобретению; оркестровка сделана очень мило; композиция не обнаруживает печальной вымученности и бледности, столь часто встречающейся у начинающих композиторов <...>. В скерцо этом есть признак творческой способности»36. Таким образом, дебют начинающего композитора прошел весьма успешно.
В мае того же года Ляпунов окончил консерваторию с малой золотой медалью по двум специальностям: фортепиано и теории композиции и выступил как пианист в концерте лучших выпускников, который состоялся 13 мая 1883 г. В качестве работы для окончания консерватории по композиции молодой музыкант представил фантазию для альта, хора и симфонического оркестра на текст М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»37.
О творческой деятельности Ляпунова во время обучения в консерватории можно судить по сохранившимся рукописям. Им было написано пять оркестровых, два вокально-симфонических сочинения и несколько фортепианных пьес. Таким образом, уже в это время определился облик Ляпунова как преимущественно инструментального композитора.
В дальнейшем, уже живя в Петербурге и являясь активным участником «балакиревского кружка», Ляпунов подверг резкой критике консерваторский этап своей биографии с точки зрения качества полученного образования. «В Московской консерватории можно даже получить золотую медаль и ни-чему не научиться» , - писал Ляпунов Е. П. Демидовой 4 ноября 1891г. Композитор настойчиво уговаривал ее отказаться от продолжения образова- ’ ния в консерватории, которую он считал «в действительности никуда не год-
Зй Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 87. Картотека А. С. Ляпуновой. Карточка от 1883 22.01.
37 Рукопись этого сочинения, датированная 25 апреля 1883 г., хранится в ГЦММК, ф. 91, ед. хр. 20.
38 ОР РМБ, ф. 451, он. 2, ед. хр. 83. Л. 23-об.
- Київ+380960830922