Ви є тут

Концерт как феномен творчества : на примере фортепианного исполнительства

Автор: 
Дятлов Дмитрий Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277977
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение................................................................3
Глава I. Музыкальная интерпретация как творчество......................15
§1. Происхождение и сущность музыкально-исполнительского творчества...15 §2. Феномен концерта сквозь призму синергетики и религиозной философии.. 39
Глава II. Концерт в религиозно-философском аспекте.....................52
§1. История и становление музыкального концерта........................52
§2. Лнагогия и апофатизм...............................................59
§3. Антиномия энергии и информации.....................................64
§4. Опыт границы.......................................................68
§5. Исповедальность....................................................73
§6. Безмолвие пауз и опыт «ничто»..................................... 75
§7. Соборность как единство множественности............................79
§8. Синергия. Содействие реального и идеального........................84
§9. Встреча и воскрешение..............................................91
Глава III. Концерт в синергетическом аспекте..........................100
§1. Триединство текста, исполнения и восприятия как диссипативная
система...............................................................100
§2. Неустойчивость и сложность........................................108
§3. Обмен энергией и информацией......................................112
§4. Влияние будущего на настоящее.....................................116
§5.Дискурсивность и интуиция. Порядок и хаос..........................119
§6. Относительность метро-ритмического пространства...................125
§7. Реактивность интонационного процесса..............................128
§8. Прочтение «надстройки» авторского текста..........................131
§9. Фонология исполнительского языка..................................136
Заключение............................................................142
Приложения............................................................148
Список литературы.....................................................173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыка сопровождает человека всю его жизнь, сопровождает его труд и отдых, своим ритмом облегчая монотонность работы, и развлекает в минуты отдыха. Невозможно представить себе человека, даже самого «немузыкального», живущего вне музыки. Музыка присутствует в нашей жизни в самых различных формах и жанрах, от «популярной» и развлекательной до «элитарной» и серьезной, которую иногда определяют как музыку «высокого стиля», или «высокой традиции»1. Современный музыкальный мир заполняет своими произведениями и «поделками», коммерческим «производством» и подлинными шедеврами всю жизнь человека. Вокруг нас звучит все: электронные СМИ, аудиокомплексы и портативные приемники и проигрыватели, самой разной музыкой наполнены улицы и жилища, концертные залы и стадионы. И в этой «какофонии» чуткое человеческое ухо улавливает то, что ему близко и понятно, то, что в какой то мере изменяет его жизнь или делает ее более сносной, а иногда, возможно, и придает осмысленность.
В такой ситуации, когда коммерциализация музыки стала почти тотальной, невозможно, казалось бы, сохраниться каким-либо музыкальным традициям прошлого. Однако консерватории, само название которых говорит о хранении традиций, продолжают выпускать специалистов в области профессионального «классического» искусства. Музыкальные и оперные спектакли, симфонические и камерные концерты продолжают не просто вызывать интерес, не просто востребованы современной культурой, они сохраняют в своем живом звучании дух прежних эпох, соединяют многих людей в общем устремлении к тому миру, который в своем напряженном совершенстве противостоит обыденности.
1 В.Медушевский. Интонационная форма музыки: Исследование. - М.: Композитор, 1993, с.З
17
и неповторима, поскольку ни одна из известных на сегодняшний день культур не породила аналогичного искусства. Эта ее уникальность оказалась близкой и понятной другим культурам. Европейская музыкальная традиция пустила ростки по всему миру, что показало ее универсальность; она обладает широкой «наднациональной» силой воздействия1, большим коммуникативным потенциалом.
Являясь инструментом культуры, музыкально-исполнительское искусство выполняет и социальную функцию. По мысли Выготского, «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»2. Никаким другим путем невозможно проникнуть в глубины внутренней жизни гения, обостренным чувством внимающего самым тайным голосам мира, помимо живого музыкального общения в совместном творчестве композитора, исполнителя и слушателя. Так же и в восприятии музыки мы открываемся навстречу исповедальному выражению своими неизвестными даже нам самим глубинами. И это происходит именно в ситуации социальной, в живом публичном концерте.
Новоевропейская музыка родилась и долгое время развивалась в рамках церковного культового искусства, и это наложило особый отпечаток на всю профессиональную традицию, как композиторскую, так и исполнительскую. Многие века она сочетала в себе широкую доступность и глубокую содержательность с непрерывно усложняющимся профессионализмом. Несмотря на то, что в Новое время центр профессионального музыкального искусства перемещается из храма в светскую обстановку, музыкальное искусство вплоть до конца XIX столетия, а во многом и по сей день, сохраняет «дух приподнятости над повседневностью, стремление к возвышенному,
1 В.Дж.Конен. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997, с.492
2 Л.С.Выготский. Указ. соч., с. 314
18
идеализированному восприятию мира», которые определились в нем впервые «под прямым воздействием атмосферы храма»1.
Актуализируя музыкальные тексты прошлого и современности, музыкально-исполнительское искусство выполняет и религиозную функцию в секуляризованном обществе. Латинское слово religio многозначно. Оно означает как совестливость, добросовестность, благочестие, так и набожность, религиозное чувство, святость. Согласно Цицерону (106-43 гг. до н.э.) оно происходит от глагола relegere (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать), Лактанций (ок. 250 - после 325) считал его производным от religare (вязать, связывать, привязывать). Начиная с эпохи романтизма, по мнению И.Хейзинги, происходит «решительное повышение положения эстетического наслаждения на шкале жизненных ценностей, повышение поистине до небес - ибо отныне оно должно будет открыто занимать место обессилевшего религиозного сознания» . Н.Бердяев прямо называет творчество религией и откровением, разница лишь в том, что, по его мнению «откровение творчества идет не сверху, а снизу. Это - откровение антропологическое, не теологическое»3. Говоря о самобытности творчества, он пишет: «Творчество - не допускается и не оправдывается религией, творчество - само религия. Творческий опыт - особый религиозный опыт и путь, творческий экстаз - потрясение всего существа человека, выход в иной мир. Творческий опыт так же религиозен, как и молитва, как и аскеза. Творческий опыт - самобытен, у него свои бездонно глубокие корни, он не произволен»4.
Понимая термин «религиозное» расширительно, можно сказать, что религиозная функция музыкально-исполнительского искусства вбирает в себя все другие функции и задачи. Религиозное здесь нужно понимать в самом широком смысле: как синергийные связи, как живое творческое начало,
1 В.Дж.Конен. Указ. соч., с.495
2 Й.Хейзинга. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и X 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997, с. 191
3 Н.А.Бсрдяев. Смысл творчества / Философия творчества, культуры и искусства. - В 2-х т. Т. 1. - М., Искусство, 1994, с. 112
4 Н.А.Бердяев. Указ. соч., с. 122