Ви є тут

Колокольный звон в России: традиция и современность

Автор: 
Тосин Сергей Геннадьевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
300925
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................. 3
Гл. I. Отечественная кампанология: от истоков до наших дней......... 22
Гл. П. Феномен колокольного звона в России. Исторический аспект 54
1. Русская колокольная культура до революции 1917 г............. 54
2. Разрушение традиции церковного звона в СССР.................. 79
Гл. III. Звонница - традиционный музыкальный инструмент............ 111
1. Колокол как источник звука.................................. 111
2. Архитектоника звонничного звукоряда......................... 126
3. Конструктивные особенности инструмента...................... 147
Гл. IV. Православно-уставные звоны в русской традиции.............. 160
1. О видах звонов.............................................. 160
2. Музыкальная стилистика канонических звонов................ 185
Гл. V. Современная специфика восстановления и развития
традиции русского колокольного звона........................ 225
1. Звонничный инструментарий в конце XX - начале XXI в. .......226
2. Канон и практика церковного звона в постсоветский период 258
3. Основные тенденции в искусстве колокольного звона............296
Заключение.........................................................313
Список использованной литературы................................... 319
Приложения:
1. Нотные образцы колокольных звонов............................360
2. Старинные звонничные подборы.............................. 368
3. Схемы действующих звонниц................................. 370
4. Российские колокололитейные производства нач. XXI в..........381
5. Колокольная продукция современных предприятий............... 385
6. Школы звонарей.............................................. 392
7. Глоссарий................................................... 396
2)
ВВЕДЕНИЕ
Колокольный звон в России имеет тысячелетнюю историю. Звонить в колокола начали на Руси вслед за ее крещением - вместе с появлением при христианских храмах самих колоколов. Одновременно с вовлечением в церковный обряд колокола, как и на Западе, стали использовать в гражданской жизни. Однако, в отличие от Западной Европы, употребление звонов в России со временем приобрело всеобъемлющий характер. Фактически вся жизнь русского человека, с первого дня до последнего, сопровождалась колокольным звоном. Без него не обходилось и ни одно заметное событие в жизни российского государства. В итоге колокольный звон в России сложился в широкомасштабное, глубоко национальное явление.
В этом качестве он особенно заметно проявил себя через церковные традиции, причем как в плане обрядово-функциональном, так и в плане художественно-эстетическом. С одной стороны, колокольному звону - самому мощному и действенному коммуникативному средству Древней Руси - как нельзя лучше соответствовала роль глашатая идеи соборности, духовного единения нации через религиозный обряд. С другой стороны, в колокольном звоне отразились черты народного характера, эстетическое мировосприятие русского человека на уровне звуковых художественных проявлений.
Значение колокольного звона в жизни государства трудно переоценить. Пройдя сложный путь самоутверждения, он стал своеобразным ауди-альным символом России — таким же ярким и самобытным, как русская народная песня или знаменный роспев. Поэтому вполне объясним тот исключительный интерес, который проявляли и проявляют к колокольному звону отечественные композиторы.
39
ХУШ-Х1Х веков, данные о топографическом распределении звонных «точек» города и их взаимодействии.
Обсуждая проблему локальных звонов, нельзя не упомянуть о деятельности С. Старостейкова, исследующего (как правило, в соавторстве с другими учеными) северо-западный регион России [244-247, 249, 250, 339]. Любопытен, в частности, материал, изложенный им и А. Никаноро-вым, в реферате «Парный принцип в структуре колокольного набора Новгородского Юрьева монастыря» [249] (1995). Здесь описаны два набора, представленные, помимо разновеликих колоколов, колоколами-дублями. В связи с этим выдвигаются несколько гипотез, среди которых «эффект резонанса, если колокола использовались по одному из пары, или усиления динамики в случае одновременной игры на них» [249, с. 74] - наиболее правдоподобны. Смысл последнего предположения понятен и не требует дополнительных пояснений. Идея же резонансного эффекта заключается в том, что при ударе в один из парных колоколов в другом возникает ответное возбуждение совпадающих обертонов. Таким образом, складывается новый колокольный аккорд, меняется обертональная структура звучащего колокола, что, по-видимому, делает его тембр значительно более красочным.
Обильный архивный материал по колокольным арсеналам храмов Ростово-Ярославской епархии — в основном дореволюционного периода — представлен в кратких, но многочисленных работах А. Виденеевой [43-51]. Из других авторов, в чьих трудах на основе архивных изысканий сообщаются подробности о звонничных наборах прошлого, назовем также Л. Мельника («История колоколов Борисоглебского монастыря» [216]) и Л. Спирину («О колоколах Троице-Сергиева монастыря» [334]).
Из ряда современных работ, базирующихся на рукописных источниках, выделяются историко-краеведческие исследования. Их авторы обращаются к описанию дореволюционной колокольно-звонной культуры це-
40
лых регионов, как это сделал полтора столетия назад А. Сулоцкий. Сибирская тематика развивается статьей Л. Благовещенской «Колокола в Сибири» [26]. Другие регионы представлены в трудах А. Давыдова (Русский Север [99]), П. Жолтовского (Украина [117]), В. Яковлева (Среднее Поволжье [412]). В работах перечисленных авторов наряду с некоторыми сведениями, связанными с конкретными старинными колоколами, их производством, употреблением и т.п., фигурируют данные относительно звон-ничных наборов отдельных храмов.
Фактологические материалы полезны как с научной, так и с практической точки зрения. В плане научном они помогают выявить местные особенности колокольного звона, в частности, специфические черты звон-ничных подборов, принципы их комплектования, раскрыть структуру звукорядов и т.д. В аспекте практическом они содержат необходимую сегодня информацию для восстановления исторически сложившихся звонов и создания новых звонниц традиционного типа.
В современной кампанологии определенное развитие получило органологическое направление, намеченное отечественными авторами в первом периоде изучения колокольной культуры. Однако здесь, как показывает анализ работ, деятельность ученых не столь регулярна и системна. Колокол ьно-инструментоведческий вопрос достаточно сложен и требует комплексного решения, для чего необходимо исследование звонницы по ряду аспектов. Назовем главные: 1) конструктивные и технические особенности инструмента; 2) специфика колокольной акустики; 3) своеобразие звонничного звукоряда.
Напомним, что эта проблема в той или иной форме затрагивалась еще С. Смоленским и А. Покровским. Однако их высказывания носили скорее гипотетический характер. Отметим также, что о «колокольне как инструменте», который предназначен для «воспроизведения музыкальных произведений на колоколах», то есть как инструменте музыкальном, в