Ви є тут

Жак Гандшин и русская музыкальная культура первой четверти ХХ века

Автор: 
Князева Жанна Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303235
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 5
1. Детство, годы учений....................................... 39
1.1. Российские швейцарцы Гандшины 39
1.2. Первые потери, первые победы. Регер и Штраубе 48
1.3. В Москве 55
1.4. Шарль-Мари Видор 58
1.5. Первая слава 63
2. Органист в Петербурге...................................... 67
2.1 .Переезд 67
2.2. Из истории органного Петербурга 71
2.3. «Малая Европа на берегах Невы 74
2.4. Педагог Консерватории 78
2.5. «Лучший органист современной России» 84
3. Музыкальный критик. У истоков мысли ученого 88
3.1. «Музыкант-практик в кипении событий 89
3.2. «Концерт европейской музыки» на берегах Невы 99
3.3. Портреты (анти)гсросв 102
3.4. Диалоги петербуржцев: Гандшин и Стравинский 109
3.5. «Музыка как представительница культуры» 116
3.6. Мусоргский 123
3.7. Музыкальные ландшафты Европы 128
3.8. Встреча 133
4. Петербургская Бахиаиа Жака Гандшииа............................ 138
4.1. Историзм 138
4.2. «Баховское движение» 141
4.3. «Величайший музыкант истории» 149
4.4. «Весь органный Бах» 153
5. О прошлом и будущем............................................ 161
6. Русская музыка для органа...................................... 167
7. О политических убеждениях нейтрального швейцарца... 179
7.1. Время перемен 179
7.2. Жак Гандшин и его «русский друг» 183
7.3. И вновь европейские ландшафты: военно-политические 188
7.4. Большевики: партийные цели - и государство 191
7.5. «Интеллигенция» 194
7.6. По вопросу о «русской солидарности» 196
7.7. Швейцарские оппоненты 198
7.8. От «нейтрального швейцарца» - к «информированному русскому» 200
2
8. Последние годы в России. На пути к науке..................... 205
8.1.0 том, как «органист стал организатором» 205
8.2. Музыкальная наука - и технический прогресс 216
8.3. Акустическая лаборатория. Валентин Иванович Коваленков 223
9. Диссертация.................................................. 238
9.1. История музыки 238
9.2. Детектив с похищением 239
9.3. Первый научный опыт - и его уроки 249
9.4. «Нужно все начинать сначала...» 259
Ю.Эпилог: «Диссонанс с разрешением»............................. 267
Заключение......................................................... 274
Источники и литература............................................. 283
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Жак Гандшин: статьи....................................... 313
1) Концертные рецензии и обзоры
St. Petersburger Zeitung 313
Signale für die musikalische Welt 365
2) Музыкальный Петербург
Музыкальные новости из России 427
Художественные вести из Петербурга 440
Г лазунов 451
Во исправление 456
Мои встречи с Йозефом Витолем 461
3) Помощь ученым и артистам
Помощь русским ученым 471
Призыв к помощи бедствующим артистам России 476
4) Органная музыка
Орган как концертный инструмент 480
Развитие органной музыки 483
Русская музыка для органа 487
Рождение русской органной музыки в период около 1914 г. 500
3
- — *71
петербургским же музыкальным кругам Гандшин был мало знаком . Молодой органист обратил тогда свое внимание на российскую провинцию, и в начале 1909 г. отправился в Одессу. 1-го февраля в здешней Реформатской церкви Гандшин дал концерт, в рецензии на который мы читаем о его уже «прославленной технике»'2. А из более раннего объявления
узнаем, что руководство Реформатской церкви даже рассматривало его
73
кандидатуру на должность здешнего органиста . Слухи об отъезде Гандшина из Москвы в провинцию дошли и до московской прессы: по словам МОХ, прежде чем покинуть Москву, органист намерен совершить большое концертное турне71.
К исходу 1900-х гг. события жизни Гандшина уже были го товы пойти по вполне традиционному для российской органной культуры тех лет сценарию, начавшись со скромной, но стабильной работы провинциального церковного органиста. Учитывая честолюбие Жака и заявленные им концертные амбиции, можно предположить, что он вряд ли удовлетворился бы этим надолго. Однако в начале 1909 г. перспективы его профессиональной деятельности выглядели именно так.
Но туг в жизнь Гандшина ворвались события, которые несли собой не что иное, как волю самой судьбы.
71 Но сведениям Л. И, Ройзмана, Гандшин приезжал с концертами в Петербург еще в 1907 г. (Ройзман. Орган в истории <...> С. 224). Однако Ройзман не даст ссылки на источник такой информации, и подтвердить сс автору диссертации не удалось.
72 J. В. Orgelkonzert//Odesser Zeitung. 1909. Nr. 27. 4. (17.) Februar 1909. S. 3.
73 Orgelkonzert // Odesser Zeitung. 1909. Nr. 26. 1. (14.) Februar. S. 3.
74 Das Konzert des Herrn Handschin //MDZ. 1908. Nr. 265. 16. (29.) November. S. 1173.
66
Глава 2. Органист в Петербурге
2.1. Переезд
14 декабря 1908 г. в Петербурге скончался профессор органного класса Консерватории, знаменитый Людвиг Гомилиус1. Долгие годы этот музыкант пользовался в столице непререкаемым авторитетом. Выпускниками органного класса Консерватории, которым Гомилиус руководил более тридцати лет, были замечательные музыканты; блеск их мастерства создал этому классу славу ведущего в России. Смерть Гомилиуса поставила руководство Петербургской консерватории перед серьезной проблемой: кому передать столь высокую традицию.
28 января 1909 г. члены Художественного совета Петербургской консерватории под председательством А. К. Глазунова собрались на заседание. Они почтили вставанием память умершего профессора и приступили к решению вопроса о его преемнике. Ройзман пишет, что на рассмотрение совета поступили заявления от четырех кандидатов: двух выпускников органного класса Гомилиуса — эстонцев Рудольфа Тобиаса и Артура Каппа , и двух «сторонних» органистов — Сосновского и Жака
1 Подробнее о Людвиге Гомилиусс см. ниже, сн. 13.
2 В 1899-1903 г. Артур Капп был помощником Гомилиуса на посту органиста церкви св. Петра и Павла, а в 1904 г. уехал в Астрахань, где взял руководство классом органа в музыкальном училище. Открывшаяся вакансия в Петербурге давала ему возможность вернуться в столицу.
' В протоколе не указаны инициалы этого музыканта. Ройзман, не приводя источник информации, называет его имя и даты жизни: Борис Андреевич Сосновский (1878-1930). (Ройзман, Орган в истории <...> С. 370). Однако автор диссертации полагает, что в протоколе речь идет об органисте петербургской кафедральной католической церкви св. Екатерины и преподавателе нения в женской гимназии при этой церкви Чеславе Фомиче Сосновском. Это предположение косвенно подтверждается тем фактом, что, как мы скоро увидим, рекомендацию Сосновскому дал чех, прихожанин этой церкви, И. К. Воячск. (См. следующий абзац). Этой же точки зрения придерживается Илма Грауздина, — автор исследования о латышской органной культуре (Сгаигсйпа I. ТйЫоё тё1ёт ёг£е1ез зрё!ё. Ю^а: иеэта, 1987. Б. 93).
67