Ви є тут

Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века

Автор: 
Драч Наталья Григорьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172702
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1 Теоретические основания исследования стилевых тенденций в фортепианном искусстве..................................28
§ 1 Фортепианно-исполнительский стиль: содержание и структура понятия ............................................................ 32
§ 2 Жанровые разновидности в фортепианном исполнительстве......47
§ 3 Методологические проблемы исполнительского анализа.........59
ГЛАВА 2 Отечественное фортепианное искусство второй половины XX века: основные направления и тенденции.....................80
§ 1 Стилевые направления в отечественном фортепианном искусстве XX
столетия.........................................................86
§ 2 Необарокко, неоклассицизм, неоромантизм и неофольклоризм в фортепианно-исполнительском стиле второй половины XX века..........100
§ 3 К проблеме стилевого синтеза в исполнительском творчестве.148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................162
Литература................................................ 170
ПРИЛОЖЕНИЯ
%
2
ВВЕДЕНИЕ
«Стилевой плюрализм» (М. Тараканов) - одно из основополагающих качеств художественной культуры второй половины XX века. В работах философов и искусствоведов представлена многоликая картина искусства XX века: диалог эпох, стилей, смешение «высокого» и «низкого», «новой простоты» и шокирующих авангардистских изобретений в области художественной формы.
Широко известны и музыковедческие исследования стилевого многообразия в композиторском творчестве. В работах Г. Григорьевой, Л. Раабе-на, Т. Левой, Л. Ивановой (музыкальный фольклоризм XX века), Е. Шевля-кова (неоклассицизм) и других ученых охарактеризованы стилевые направления, течения, тенденции второй половины прошедшего столетия.
Но как проявляется стилевой плюрализм, характерный для художественной культуры XX века, в исполнительском искусстве, в частности, фортепианном? Отмечая множественность направлений, фортепианных школ, индивидуальных «пианистических типов», исполнительских манер, ученые, как правило, не рассматривают их в стилевом ракурсе. В то же время, исходя из научной парадигмы единства стилевых процессов синхронных по времени, фортепианно-исполнительский стиль необходимо осмыслить в контексте музыкально-художественного стиля данного исторического периода, соотнести с явлениями стилевой разнородности в композиторском творчестве.
Однако, теоретических исследований исполнительского стиля как музыкального явления и как научной категории неоправданно мало, суждения ученых противоречивы. Нет единства во взглядах на фортепианноисполнительский стиль XX века. «А ведь еще в 70-е годы всех нас живо интересовали проблемы исполнительской стилистики, - пишет Л. Гаккель, -сколько перьев сломалось вокруг «классического» и «романтического» в
ской выразительности исполнительским стилем разрабатывается в нашем исследовании.
К методическому направлению в музыкознании можно отнести исследование Н. Смирновой «Комплексное изучение авторского стиля в классе специального фортепиано» [215]. Автор придерживается принципов, которые единодушно приняты большинством современных исполнителей: музыку разных стилей следует играть в разной стилевой манере, ориентируясь на художественный, композиторский и исполнительский стиль эпохи создания произведения. Отметим при этом новизну данного подхода, его принадлежность XX веку (вспомним романтизацию сочинений эпохи барокко и венского классицизма в XIX веке, ограниченность репертуара произведениями своих современников в классический период). Н. Смирнова обоснованно представляет разные методы изучения сочинений различных стилей. Музыка Баха, по мнению автора книги, предполагает почти научное ее исследование, интеллектуальное осознание. Произведения Шумана, считает
Н.Смирнова, требуют «вживания», «вчувствования» путем использования ассоциативного мышления, привлечения сравнений с литературой, живописью и т.п.
Стилевая «разнонаправленность» в изучении фортепианных сочинений и в работе над произведениями разных эпох также стала предметом исследования в настоящей работе. Показательно мнение М. Авазашвили. В книге «Специфика педагогической подготовки в структуре музыкальной культуры» [1] она пишет о необходимости начинать обучение игре на фортепиано на «родном» для ученика языке. Авазашвили указывает, что в многоликом музыкальном пространстве это может быть не только венская классика, романтика, но и современная академическая, народная или эстрадная музыка. Таким образом, дополнительным основанием для разработки поставленной диссертации проблемы явилась множественность и разнообразие методических систем в фортепианном обучении.
Следует отметить, что автором не обнаружены исследования зарубежных авторов, касающиеся перечисленных вопросов. Некоторые проблемы бегло освещаются лишь в сборнике The Scitnce and psychology of music performance [287], но выводы зарубежных ученых не имеют значительных отличий от приведенных ранее положений.
Итак, в настоящее время можно сделать выводы, касающиеся культурного «поля», в котором может формироваться исполнительский стиль. Достаточно полно представлен исполнительский стиль и фортепианноисполнительский стиль в историческом аспекте. Однако, пока не изучено проявление стилевого плюрализма художественного мышления XX века в области фортепианного искусства. Представляется это связано с тем, что требуют дополнительной разработки теретнческие проблемы, в частности, содержание и структура понятия «фортепианно-исполнительский стиль», методика стилевого анализа исполнительского текста.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, Двух глав, Заключения и Приложения
В Главе 1 разрабатываются вопросы содержания и структуры категорий «исполнительский стиль» и «фортепианно-исполнительский стиль», методы стилевого исполнительского анализа; обоснована гипотеза о существовании жанровых разновидностей в исполнительстве.
В Главе 2 дана характеристика основных стилевых тенденций в фортепианном искусстве второй половины XX века. Путем сравнения «языков» исполнительского и композиторского творчества, показаны явления стилевого синтеза в фортепианном исполнительстве, возникновение черт нового исполнительского стиля (неофольклоризм).
Здесь же дается объяснение множественности принципов и методических систем в пианизме второй половины XX века. Автор видит причину явления в стилевом плюрализме как качестве художественной культуры указанного периода времени.